Maht 521 lehekülg
Raamatust
Алексей Алексеевич Ухтомский (1875–1942) – один из самых выдающихся отечественных мыслителей ХХ века. Его учение о доминанте как универсальном общебиологическом принципе, лежащем в основе активности всех живых систем, предвосхитило целый ряд направлений современных исследований и продолжает привлекать пристальное внимание специалистов различных областей знания. Теория доминанты позволяет изучать не только физиологические, но и психологические и социальные процессы. По сути дела, Ухтомский создал стройную концепцию человека на стыке различных наук: физиологии, психологии, философии, социологии и этики.
О практическом использовании учения о Доминанте Ухтомского А.А я узнал из книги «FreshLife28. Как начать новую жизнь в понедельник и не бросить во вторник»
Скачал. Прочитал. Задумался.
Несколько великих открытий было сделано российскими учеными в 20 веке и одно из них – принцип доминанты, открытый Алексеем Ухтомским. Если у живого организма усиливается какое-то поведение или какая-то потребность начинают преобладать, то все прочие затухают. То есть если вы осознанно направляете максимум усилий, внимания на что-то одно, то это что-то будет захватывать вас все больше, а все вытесненное – все меньше. Когда в детективах детективы наконец находят отгадку, когда видят или слышат что-то вообще постороннее – это яркий пример принципа доминанты. И происходит это не только в книгах и фильмах, это точно так же работает у любого человека, который направляет максимум внимания на свою задачу. Открыл принцип доминанты А. Ухтомский и его книга прекрасное изложение его мыслей по этому поводу. Читается легко, на одном дыхании, несет много пользы и эти идеи сейчас более чем актуальны хоть в психотерапии, хоть в коучинге, хоть просто для себя.
Книга написана доступным для восприятия языком. Я уверен, что эта книга обязательно понравится психологам, философам и просто думающим людям. Читайте и вы не пожалеете.
«Я говорю с тобой, – говорит он, – ты слушаешь меня, и мы оба одиноки, мы идем бок о бок, но мы одиноки… И я напрасно стремлюсь отдаться весь, открыть все двери моей души, я не могу передать всего себя. Я сохраняю в глубине, в самой глубине тот тайный уголок моего Я, куда никто не проникает. Никто не может открыть его, проникнуть в него, потому что никто ни на кого не похож, потому что никто не понимает никого».
Чувствование удовольствия есть лишь удовлетворение желания. Желание, а следовательно, и недостаток (ибо желание обусловливается недостатком) есть необходимое условие возникновения удовольствия. Лишь только совершится удовлетворение, желание, а вместе с ним и удовольствие исчезает. Итак, удовольствие («удовлетворение или осчастливление») не может быть ничем более, как «освобождением от боли или нужды». «Непосредственно нам всегда дан лишь недостаток, т. е. боль. Удовлетворение же и наслаждение мы можем узнать лишь посредством воспоминания о предшествовавших страданиях и лишениях, которые прекращаются с его наступлением. От этого происходит, что мы не знаем и не ценим как следует блага и выгоды, которыми действительно обладаем, но вполне убеждены относительно них, что это так и должно быть: ибо они осчастливливают только отрицательно, сдерживая страдания».
Остановимся несколько подробнее на субъективности
Значит, способность суммировать, накоплять в себе возбуждение – это второй признак. И третий – способность поддерживать его во времени достаточно стойко, не сбиваясь. Наконец еще, как на четвертый признак я бы указал на достаточную инерцию, с которой, однажды начавшись в данном центре, возбуждение продолжается далее.
«Я говорю с тобой, – говорит он, – ты слушаешь меня, и мы оба одиноки, мы идем бок о бок, но мы одиноки… И я напрасно стремлюсь отдаться весь, открыть все двери моей души, я не могу передать всего себя. Я сохраняю в глубине, в самой глубине тот тайный уголок моего Я, куда никто не проникает. Никто не может открыть его, проникнуть в него, потому что никто ни на кого не похож, потому что никто не понимает никого»
Arvustused, 3 arvustust3