В этой книге рассматривается противостояние английской и германской интеллектуальной составляющей. Рекомендую книгу для ознакомления, конечно хорошо бы знать взгляды германских социалистов, чтобы понять о чем идёт речь.
Raamatu kestus 9 t. 06 min.
1944 aasta
Дорога к рабству
Raamatust
Переведённая на множество языков, «Дорога к рабству» говорит о несостоятельности социалистической идеологии и тотального государственного контроля в экономике. Эта работа крупнейшего экономиста XX века стала одним из основательных трудов в защиту свободного общества!
Пожалуй, самая громкая работа Фридриха Августа фон Хайека – «Дорога к рабству» – была опубликована в годы войны (1944) и стала одним из признанных трудов в защиту свободного общества. Многократно переиздававшая и переведенная на многие языки, она оказала большое влияние на мировую экономику и политику, воплотив в себе идейную основу для отказа от тотального государственного контроля над экономической сферой. Хайек убедительно и аргументированно развенчивает миф о действенности «всемогущего государства», критикует социалистическую идеологию и экономику и доказывает, что они неизбежно ведут к тоталитаризму и диктатуре. А расширение государственной власти, по Хайеку, подавляет личную свободу граждан и развитие культуры.
© Friedrich August von Hayek, 1944
© Перевод. М. Гнедовский, 2017
© Издание на русском языке AST Publishers, 2022
Обязательна к прочтению. База и исчерпывающий системный взгляд на то, что и как приводит государство к диктатуре, рабству и краху.
Jätke arvustus
Когда цивилизация делает в своем развитии неожиданный поворот, когда вместо ожидаемого прогресса мы вдруг обнаруживаем, что нам со всех сторон грозят опасности, как будто возвращающие нас к эпохе варварства, мы готовы винить в этом кого угодно, кроме самих себя. Разве мы не трудились в поте лица, руководствуясь самыми светлыми идеалами? Разве не бились самые блестящие умы над тем, как сделать этот мир лучше? Разве не с ростом свободы, справедливости и благополучия были связаны все наши надежды и упования? И если результат настолько расходится с целями, если вместо свободы и процветания на нас надвинулись рабство и нищета, разве не является это свидетельством того, что в дело вмешались темные силы, исказившие наши намерения, что мы стали жертвами какой–то злой воли, которую, прежде чем мы выйдем вновь на дорогу к счастливой жизни, нам предстоит победить? И как бы по–разному ни звучали наши ответы па вопрос "кто виноват?", — будь то злонамеренный капиталист, порочная природа какой–то нации, глупость старшего поколения или социальная система, с которой мы тщетно боремся вот уже в течение полувека, — все мы абсолютно уверены (по крайней мере были до недавнего времени уверены) в одном: основные идеи, которые были общепризнанными в предыдущем поколении и которыми до сих пор руководствовались люди доброй воли, осуществляя преобразования в нашей общественной жизни, не могут оказаться ложными. Мы готовы принять любое объяснение кризиса, переживаемого нашей цивилизацией, но не можем допустить мысли, что этот кризис является следствием принципиальной ошибки, допущенной нами самими, что стремление к некоторым дорогим для нас идеалам приводит совсем не к тем результатам, на которые мы рассчитывали.
От праведного идеалиста до фанатика всего один шаг
Таким образом, факты и теории станут столь же неотъемлемой частью идеологии, как и вопросы морали. И все каналы распространения знаний — школа и печать, радио и кинематограф — будут использоваться исключительно для пропаганды таких взглядов, которые независимо от их истинности послужат укреплению веры в правоту властей. При этом всякая информация, способная посеять сомнения или породить колебания, окажется под запретом. Единственным критерием допустимости тех или иных сообщений станет оценка их возможного воздействия на лояльность граждан. Короче говоря, ситуация при тоталитарном режиме будет всегда такой, какой она бывает в других странах лишь во время войны. От людей будут скрывать все, что может вызвать сомнения в мудрости правительства или породить к нему недоверие. Информация об условиях жизни за рубежом, которая может дать почву для неблагоприятных сравнений, знание о возможных альтернативах избранному курсу, сведения, позволяющие догадываться о просчетах правительства, об упущенных им шансах улучшения жизни в стране и т. д., — все это окажется под запретом. В результате не останется буквально ни одной области, где не будет осуществляться систематический контроль информации, направленный на полную унификацию взглядов.
"Democracy and socialism have nothing in common but one word, equality. But notice the difference: while democracy seeks equality in liberty, socialism seeks equality in restraint and servitude."
Alexis de Tocqueville 1866 (citation by "The Road to Serfdom", Friedrich von Hayek 1944)
Мы попросту не хотим понимать, каким путем возник тоталитаризм, потому что это понимание грозит разрушить дорогие нашему сердцу иллюзии
Arvustused
2