Интересно в этом рассказе даже не содержание а форма подачи истории – в виде дневника отчаявшегося человека, размышлений Тургенева о смысле жизни, смерти, любви. Единственный недостаток – голос чтеца в иные моменты совсем уж тихий, что и не разобрать. Но тут уж Тургенев не виноват…
Raamatu kestus 2 t. 11 min.
1849 aasta
Дневник лишнего человека
Raamatust
«Доктор сейчас уехал от меня. Наконец добился я толку! Как он ни хитрил, а не мог не высказаться наконец. Да, я скоро, очень скоро умру. Реки вскроются, и я с последним снегом, вероятно, уплыву… куда? бог весть! Тоже в море. Ну, что ж! коли умирать, так умирать весной. Но не смешно ли начинать свой дневник, может быть, за две недели до смерти? Что за беда? И чем четырнадцать дней менее четырнадцати лет, четырнадцати столетий? Перед вечностью, говорят, всё пустяки – да; но в таком случае и сама вечность – пустяки…»
Žanrid ja sildid
Jätke arvustus
Разве человеку свойственно любить? Любовь - болезнь; а для болезни закон не писан.
На то и есть дети, чтоб родители не скучали.
Несчастие людей одиноких и робких - от самолюбия робких - состоит именно в том, что они, имея глаза и даже растаращив их, ничего не видят или видят все в ложном свете словно сквозь окрашенные очки. Их же собственные мысли и наблюдения мешают им на каждом шагу.
Ну, что ж! коли умирать, так умирать весной
Лишний, лишний... Отличное это придумал я слово. Чем глубже я вникаю в самого себя, чем внимательнее рассматриваю всю свою прошедшую жизнь, тем более убеждаюсь в строгой истине этого выраженья. Лишний - именно. К другим людям это слово не применяется... Люди бывают злые, добрые, умные, глупые, приятные и неприятные; но лишние... нет. То есть поймите меня: и без этих людей могла бы вселенная обойтись... конечно; но бесполезность - не главное их качество, не отличительный их признак, и вам, когда вы говорите о них, слово "лишний" не первое приходит на язык. А я... про меня ничего другого и сказать нельзя: лишний - да и только. Сверхштатный человек - вот и все.
Arvustused
1