Я совершенно не помню, каким образом эта книга попала в мой вишлист, но я очень рада, что она там оказалась и ещё более рада тому, что наконец-то прочитала. Это полнейший восторг. Так много встало на свои места. Не только в отношении поведения животных, но и человека. Если вы прочитали биографию и сведения о том, что автора лишили звания за пропаганду нацизма, то будьте спокойны - это произошло не в этой книге. Она совершенно свободна от всякой политики. Итак, книга об исследовании агрессии, ее функциях, роли в выживании вида, формировании привычек и внешнего вида самого животного. И перенос заключений с мира животных на человека. Особенно понравились мне рыбки и крысы. Вообще все примеры понравились. Узнала, что нападение хищника на добычу - это не агрессия, а нападение на конкурента - это агрессия. Посмотрела с другой точки зрения на правила поведения и мораль. Не все так плохо, как кажется. Все ещё хуже)) Очень много чего узнала. Книга начинается не спеша и плавно, потом текст усложняется, это уже не совсем понятный язык. Как уже писали - это больше похоже на лекцию. Некоторые моменты прослушивала по два-три раза, теперь пойду ещё раз пройдусь по бумажному варианту. Слушала книгу в исполнении bigbag. Если честно, то книга настолько была сложной, что я чтеца даже и не заметила, только составляла смысл из слов. Значит, чтец справился со своей задачей - преподнес материал, как полагается. Это ведь не художественная литература, тут не нужны игры голосом. Так что это было спокойное чтение без эмоций, без излишней спешки, без музыкальных вставок. Никаких шумов, перепадов громкости. Заметила только одну ошибку: досЫта. В остальном - прекрасная работа.
Raamatu kestus 9 t. 11 min.
1983 aasta
Агрессия, или Так называемое зло
Raamatust
А вы знали, что глубокая личная привязанность может возникнуть только в тех видах, где наблюдается высокий уровень агрессии?
Конрад Лоренц – выдающийся зоопсихолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине.
«Агрессия, или Так называемое зло» – одна из самых известных его работ, в которой он рассматривает агрессию на примере самых разных биологических видов – аквариумных рыбок, крыс, гусей, волков и, наконец, людей и приходит к парадоксальному выводу: глубокая личная привязанность возникает лишь в тех сообществах, где наблюдается высокий уровень агрессии. Где нет агрессии – нет крепкой дружбы и настоящей любви. Так можно ли считать агрессию злом, а подавление агрессии – благом? И сможет ли человечество развиваться в случае полного отказа от агрессии в отношении себе подобных?..
dtv Verlagsgesellschaft mbH & Co. KG, Munich/Germany, 1983
Перевод. А. Федоров, наследники, 2017
Издание на русском языке AST Publishers, 2020
Прекрасная аналогия с людьми. очень многое для себя отметила. агрессия это нормально, важно научиться правильно ей управлять.
Глубокий научный труд, застявляющий задуматься не только над своей жизнью и поступками, но и над судьбой человечества в целом
Очень интересная и информативная книга, рекомендую её всем, кого интересует поведение человека. В книге раскрывается не только вопросы связанные с агрессией, но и поведением человека в целом.
Если Вам претит то, что человек произошел (а вот и не от обезьяны )))) от животного предка, если Вы хотите быть потомком инопланетян/атлантов/внеземного разума - то книга не для Вас. Слишком много "животного" находишь в себе при прочтении)))
Но если Вас это не пугает - тогда советую. Но готовьтесь - сначала Вы будете плавать с рыбами, потом бегать с ящерицами, строить гнезда с птицами. Вам предстоит встретить много гусей (некоторые даже имеют собственные имена и незавидные судьбы), крыс, пеганок (это птицы такие ))), а уж потом автор дойдет до людей. И Вы поймете, как он прав.
Автору интересна тема, поэтому написано на одном дыхании (такое ощущение). Как-будто он боится не успеть, не все сказать.
Признаюсь, не все "вошло в голову", обязательно перечитаю.
Давно не было так интересно. И мыслей новых много :)
Jätke arvustus
У снегирей супруга всегда слегка агрессивна, нередко кусает своего супруга, и даже в церемонии ее приветствия – так называемом «поцелуе» («Schnabelflirt») – содержится изрядная доля агрессии, хотя и в строго ритуализованной форме. Самец, напротив, никогда не кусает и не клюет супругу, и если судить об их ранговых отношениях упрощенно – только на основании того, кто кого клюет, – можно сказать, что она, несомненно, доминирует. Но если присмотреться внимательнее, приходишь к противоположному мнению. Когда супруга кусает снегиря, он принимает позу отнюдь не подчинения или хотя бы испуга, а напротив – сексуального импонирования, даже нежности. Таким образом, укусы самки не ставят самца в иерархически низшую позицию. Наоборот, его пассивное поведение, манера, с какой он принимает наскоки самки, не проявляя агрессивности и, главное, не утрачивая сексуального настроения, явно производит «импонирующее» впечатление – и, очевидно, не только на человека-наблюдателя.
Что вам не взять, то лучше позабыть, Что вам не сосчитать, не может быть, Что вам не взвесить, в дело не идет, И что не вы чеканили, не в счет. Гете
Агрессия, проявления которой часто отождествляются с проявлениями инстинкта смерти, – такой же инстинкт, как все остальные, и в естественных условиях она, как и другие инстинкты, служит сохранению жизни и сохранению вида. У человека, который творческим трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессия часто приводит к губительным последствиям; однако это случается и с другими инстинктами, хотя и не выглядит столь драматично.
Это вообще полезная зарядка для исследователя – каждое утро перед завтраком расправляться с какой-нибудь своей любимой гипотезой. Она сохраняет молодость.
. Самец, угрожая самке, задерживается лишь на долю секунды или не задерживается вовсе: он не может ждать, он слишком возбужден, он в самом деле бросается в яростную атаку – но не на свою супругу, а резко в сторону от нее, на какого-нибудь другого собрата по виду – в естественных условиях, как правило, на соседа по участку!
Arvustused
8