Эту книгу, и ее автора я наметил себе, когда читал книгу 100 книг Дэвида Боуи .. Как известно, по другой книге Ишервуда - "Прощай, Берлин" был снят фильм "Кабаре", который оказал сильное влияние на сценические шоу Зигги Стардаста.
Боуи было двадцать девять, и он был почти разорен; пристрастился к славе, но ему наскучили ее атрибуты. Берлин станет для него убежищем, местом, где он сможет зарядиться своими творческими батарейками. К счастью, у него уже был духовный наставник по темным тайнам города: Кристофер Ишервуд. Боуи и Игги Поп также бурно тусовались, как это делал Ишервуд.
Книга про мистера Норриса совсем небольшая и прочитывается быстро, несмотря на то, что это не остросюжетный роман. Действие которой происходит в Берлине в начале тридцатых годов — главные герои, Артур Норрис и рассказчик Уильям Брэдшоу (в котором критика видела того же Ишервуда, который жил в те годы в Берлине, поддерживая себя уроками английского языка, как и его главный герой). Они познакомились в поезде, где Артур нервничал по поводу проверки на границе, и стали большими друзьями.
— Такие нынче времена, — изрек мистер Норрис, приняв чашку чая, — тебе мешают жить, а ты мешаешь ложечкой чай.
К чудачествам Норриса, кроме мазохизма, можно отнести и странные темные делишки, и сочувствие к коммунистам, коих тогда было в Берлине предостаточно. А рассказчик Уильям покинул Англию, чтобы освободиться от опеки семьи и испытать приключения, которые и находит: ночные клубы, театры и кабаре, тревожно процветающий нацизм, ужины в ресторанах, пабы, бордели, заговоры и шантаж, аристократы-гомосексуалисты, преследования, и.т.д
Когда Уильям понимает что его используют, он все же помогает Артуру покинуть Германию, а вскоре и покидает ее сам, когда нацистов уже невозможно сдержать - в 1933 г. после победы на выборах Гитлер становится рейхсканцлером.
Это и в самом деле трагедия: видеть, как даже и в наши дни умный и неразборчивый в средствах лжец способен обмануть миллионы.
Мне понравилось творчество Ишервуда, и его прекрасный (спасибо переводчику) язык, его ирония, и легкость. Как-нибудь вернусь с ним в Берлин в другом его романе.. И еще он мне напоминает Грэма Грина.. Ну и возвращаясь к Боуи..
Он заново открыл для себя Ишервуда во время своего пребывания в Лос-Анджелесе в середине 1970-х годов и встретил его, когда автор зашел за кулисы с художником Дэвидом Хокни, чтобы поздороваться после просмотра выступления певца в городе в марте 1976 года. (Они остались друзьями: четыре года спустя Ишервуд был в зрителей на премьере «Человека-слона».)
Arvustused
1