Raamatu kestus 5 t. 08 min.
1896 aasta
Хаджи-Мурат
Raamatust
Мысль о повести «Хаджи-Мурат» Толстой вынашивал со времен участия в Кавказской войне. Что привлекало писателя в этом участнике освободительной борьбы кавказских горцев? Толстого восхищала его способность всецело отдаваться начатому делу, его беспредельное упорство в борьбе. «Один, а не сдается!» Эти качества были присущи и самому писателю. Хаджи-Мурат был прирожденным джигитом, могущественным и удалым наибом Шамиля. Он пользовался славой среди кавказских народов. Его подвиги были совершенно необыкновенными: «Он являлся там, где его не ожидали, и уходил так, что нельзя было полками окружить его». Везде, где бывало жаркое дело, везде был Хаджи-Мурат. Сам Шамиль, властвовавший над народами Кавказа, начал его бояться и решил казнить его. И Хаджи-Мурату ничего не оставалось, как перейти к русским. Он был убит во время перестрелки при попытке бежать в горы.
Žanrid ja sildid
Ещё одна важная книга Льва Николаевича Толстого, которую по-настоящему можно понять уже в зрелом возрасте, но которую приходится изучать школьникам. Настоятельно рекомендую перечитать её тем, кто знакомился с ней только в школе.
очень интересная книга. ранее не была знакома с данным произведением. однозначно могу сказать,что книга лучше всего будет восприниматься во взрослом возрасте
Решил взяться за тотальную классику, если так можно выразится. Прочитал «Хаджи-Мурата» Льва Николаевича Толстого. До «Войны и мир» я еще пока не дошел, да и не готов к ней, так хоть прочитал одну из самых коротких книг Толстого. «Хаджи-Мурат» был написан Толстым под впечатлением от кавказских войн, в которых Толстой тоже принимал непосредственное участие и видимо поэтому он решил описать не только быт людей того периода времени, но и упомянуть некоторые политические события и даже свое отношение к царю Николаю.
Книга повествует об удалом кавказском казаке Хаджи-Мурате, который является реальной исторической личностью. Повествование начинается с того, что Хаджи-Мурат находится в бегах. Произошло это в связи с тем, что он рассорился с правителем Кавказа на тот период времени - Шамилем. У Хаджи-Мурата не было иного выбора, кроме как выйти к русским, с которыми до этого он враждовал и сдаться им. Так как Хаджи-Мурат был вторым человеком по известности на Кавказе, русские хотели воспользоваться ситуацией и помочь наибу одолеть Шамиля, да позднее заключить мир.
В целом, книга со всей тщательностью старается осветить конфликт между Хаджи-Муратом и Шамилем. Это немного удивляет, но Толстой искренне восхищался Хаджи-Муратом и очень активно восхвалял его так называемые подвиги. Хотя через призму лет это тебе кажется несколько странным. Проблема в том, что Толстой хотел описать не только быт кавказцев на тот период времени, но и быт российской знати и даже простых солдат. Правда в порыве рассказать больше о Хаджи-Мурате, он описывает все остальное крайне скудными мазками. Кроме главного героя здесь не больше ни одного интересного персонажа, которому автор посвящает хоть сколько-то пристальное внимание. Какие-то персонажи функции просто. Кого-то убивают, кто-то проигрывается в карты, а кто-то вклинивается в повествование с посиделками у костра. Увы, местами очень скучно.
Мое внимание привлек эпизод с царем Николаем, которого Толстой описывает фактически напыщенным индюком, похотливым, хвастливым и каким-то глуповатым. Даже удивительно, что Толстой писал так еще во времена самодержавия. Вот этот момент конечно оказался весьма интересным и интригующим. Ну и в целом, был повод почитать о Хаджи-Мурате, участь которого, прямо скажем, оказалась печальной. И за все свои прегрешения этот наиб расплатился сполна, хоть и погиб почти героически. Расплачивается он за свои прегрешения до сих пор, ведь похоронен Хаджи-Мурат без головы, а голова, то есть череп его, до сих пор хранится где-то в Санкт-Петербурге. Стоит ли читать произведение? Ну только если проявляете большой интерес к истории и к герою повести в частности.
Обожаю озвучки Вячеслава Павловича Герасимова! Слушаю с ощущением будто сам автор или современник тех далёких событий ведёт неспешное повествование. Рекомендую «Записки охотника» в его исполнении.
P.S. Про само произведение ничего не буду писать. Это Толстой - его нужно самому слушать (читать), а не комментарии смотреть.
Пожалуй, не самое лучшее произведение Льва Николаевича.
И уж точно не лучшее прочтение. Эмоции чтеца совпали с моим восприятием текста только в конце, в финальной сцене.
Веревка хороша длинная, а речь короткая.
Старики хозяева собрались на площади и, сидя на корточках, обсуждали свое положение. О ненависти к русским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения.
Хаджи-Мурат нахмурился.
— У каждого народа свои обычаи. У нас женщины так не одеваются, — сказал он, взглянув на Марью Дмитриевну.
— Что же ему не понравилось?
— У нас пословица есть, — сказал он переводчику, — угостила собака ишака мясом, а ишак собаку сеном, — оба голодные остались. — Он улыбнулся. — Всякому народу свой обычай хорош.
Кое разрушительное жестокое существо – человек, сколько уничтожил живых существ, растений для поддержания своей жизни
Впереди всех ехал на белогривом коне, в белой черкеске, в чалме на папахе и в отделанном золотом оружии человек внушительного вида. Человек этот был Хаджи-Мурат. Он подъехал к Полторацкому и сказал ему что-то по-татарски. Полторацкий, подняв брови, развел руками в знак того, что не понимает, и улыбнулся. Хаджи-Мурат ответил улыбкой на улыбку, и улыбка эта поразила Полторацкого своим детским добродушием. Полторацкий никак не ожидал видеть таким этого страшного горца. Он ожидал мрачного, сухого, чуждого человека, а перед ним был самый простой человек, улыбавшийся такой доброй улыбкой, что он казался не чужим, а давно знакомым приятелем. Только одно было в нем особенное: это были его широко расставленные глаза, которые внимательно, проницательно и спокойно смотрели в глаза другим людям.
Arvustused, 17 arvustust17