Чтение "Полунощницы" затягивает с первых страниц, я не могла остановиться, пока не дочитала. В этой книге есть все: поиски себя, одиночество, вера и неверие, любовь и ненависть, предательство, эхо войны и, конечно, история острова Валаам. Рекомендую!
Raamatu kestus 10 t. 02 min.
2023 aasta
Полунощница
Raamatust
Маленький остров Валаам вершит судьбы и воздает по заслугам, задаёт вопросы и заставляет искать ответы, призывает и гонит прочь…
На зов Валаама откликается главный герой – москвич Павел. Как же остров изменит его жизнь?
Надя Алексеева родилась в 1988 году в Подмосковье. Обучалась драматургии и прозе в школе писательского мастерства CWS, печаталась в «Юности», «Дружбе народов» и «Новом мире». Стала шорт-листером «Любимовки» и финалистом премии «Лицей». «Полу́нощница» – дебютный роман.
Весной 2016 года москвич Павел едет на Валаам искать родню, восстанавливая историю сорокалетней давности. В семидесятые в монастыре на острове был интернат, где доживали свой век ветераны ВОВ и их семьи. Там оканчивает школу и мечтает стать врачом Семен. Его моторка летит, раскидывая Ладогу на два белых уса, и греются на отмели нерпы, и с берега тянет кострами, и гудит уцелевший с войны колокол. Совсем скоро этот мир рухнет из-за выстрела финской винтовки…
«Спасение человеческой души зависит от человека, хотя и держится на чуде. У Нади Алексеевой получился серьезный достоверный текст, лишенный современного стеба над всем подряд, – о связи нас с прошлым, которая не только не рвется, но и все плотнее переплетается с настоящим. Это рассказ о православии как о работе, подчас физической, грязной, невеселой, ну а как еще, если человеческие души далеко не стерильны и порой заброшены, будто послевоенные обитатели Валаама».
Алексей Сальников
«Роман подобен археологическим раскопкам, где кисточка современного ученого аккуратно, слоями, счищает землю с того, что спрятано в глубинах. Квадрат раскопок – целый остров, где время течет не привычным нам линейным образом, а завихряясь и сближая самые разные судьбы».
Ася Володина
© Надя Алексеева, 2023
© ООО «Издательство АСТ», 2023
Elena Booklover , я один раз была на Валааме, с экскурсией, с постным обедом. Конечно, ветеранов ВОВ там уже не было. Все преображалось в лучшую сторону. Мне поездка запомнилась.
Пожалуй, это одна из самых интересных книг, прочитанная мной за последние несколько месяцев. Она про Валаам. Про то, как остров притягивает людей и меняет их судьбы. Книга одновременно тактичная и довольно резкая, автор не стесняется задавать неприятные вопросы, ответы на которые часто оказываются неоднозначными. В общем, это хорошая, умная и при этом очень увлекательная проза. В нее проваливаешься с первых строк и это тот редкий случай, когда с книгой жаль расставаться.
Повествование идет в двух временах – современное нам (в основном время на страстной неделе перед Пасхой) и послевоенные годы.
В нашем времени Павел, молодой компьютерщик, после смерти своей бабушки находит в старой машине письмо о том, что ее брат Петя (которого она долго искала и не смогла найти, но ждала всю жизнь) жил на Валааме, и у него есть сын. А еще он часто слышит во сне колокола. Павел решает съездить на Валаам и во всем разобраться. Знакомая советует посетить местного старца, и хоть Павел полон скепсиса, но в конце-концов, решает зайти и к старцу, все равно же едет. Может и колокола в его снах перестанут звонить.
"Изливать душу перед психологом или батюшкой Павлу не улыбалось. Он считал, что нужно высыпаться, нормально есть, ходить в бассейн. Не пить. Работать. Неврозы, бессонницы, исповеди – для лентяев и слабаков.
– Да не психолог! Это другая сфера вообще. – Лизка прищурилась. – Ты все равно на Валаам попрешься с этим письмом, не успокоишься, я тебя знаю.
– И что?
– Ну и заодно. К валаамскому старцу все випы ездят. – Лизка уже щелкала пальцами, что-то вспоминая, на «православнутую» не похожа, выглядит как надо, проекты берет крупные. – Забыла, как же его? Василий? Власий?
В тот же день Павел позвонил в волонтерскую службу Валаама".
Еще на корабле он знакомится с девушкой Асей, жизнь которой мягко изменил остров, хотя еще вопрос, сделал ли ее лучше или это был такой вариант отмаливания грехов. Способы достижения последнего на острове порой приобретали прихотливый характер, но не будем забегать вперед. Асе суждено стать своего рода проводником Павла в жизнь острова.
"– Чай будешь? – Ася вытащила термос, плеснула в крышку крепкого до черноты. – Ты посиди еще, правда, красный весь. Ты крещеный?
Павел кивнул.
– Тут лучше крест носить. А то бесовщина всякая повылезет ночами".
В послевоенное время брат бабушки, который стал инвалидом, вынужден перебиваться редкими заработками и милостыней. Однажды она проходит мимо него, не глядя бросает монету, так и не узнав в безногом нищем бывшего гордого командира отряда. Но он-то ее узнал, и его гордость никуда не делась… А через какое-то время командир со своим бойцом (тоже инвалидом войны) попадает на Валаам, где в стенах бывшего монастыря организуется что-то вроде пансионата для таких как они. Сила духа этих людей, которые оказались на уединенном острове в сложнейших бытовых условиях, поражает.
«Когда в пятидесятом инвалидов с вокзала сгребли в одну машину, переправили на Валаам, расселили в бывших кельях, все матерились на чем свет стоит, а Васька радовался, потому что командир встряхнулся. Увидев, какая после рыбзавода осталась разруха, мобилизовал тех, кто передвигается, обживаться. Сам сколачивал полки на стены. Санитарки притащили ему ручной старый „Зингер“ – усадил одного такого же безногого шить занавески».
Они преодолевали уныние, работали, хозяйничали, ловили рыбу, исследовали окрестности (и это без ног!), некоторые (в том числе упомянутый бабушкин брат) даже обзавелись семьями и детьми. Валаам стал их домом. Да не все. Кто-то сходил с ума и попадал в Никольский филиал – считай, психушку, кто-то не выдерживал морально. И все же.
Постепенно две линии повествования переплетаются все теснее. И трудно сказать, какая из них интереснее. В жизнь пансионата постепенно вторгается монастырь и начинает вытеснять с острова его жителей. Которые кажутся гораздо праведнее, чем монастырские братья и прихожане. А монастырь, который казалось бы, должен нести свет, словно притягивает к острову грешников…
Отличная книга, определенно стоящая прочтения.
Книга понравилась. Сама была на острове волонтером, и более того в ту самую Пасху 2016 года, когда произшли все эти события. Захватил сюжет, точность описанных героев, мест. Читала и как будто кино смотрела, вае так. Чудесный язык. А еще отдельная благородность автору за безоценочный взгляд и суждения.
Книга не отпускала, пока не прослушала до конца. Прекрасный язык. Поучительная история. Переплетения судеб. Вопросы из прошлого, которые находят ответы в настоящем. Атмосфера Валаама
Отличная проза. Спасибо автору. Есть о чем подумать. Правда без прикрас о русской жизни, о наших отцах, о нас. Прекрасный язык
Jätke arvustus
Руки, ноги оторвало взрывом, слух «раскололся до гула», как говорил Цапля, речь пропала, лицо застыло и не старело. Все так и звали его – Летчик. Летчик лежал в отдельной палате, спеленутый, как всегда. «Ноги и руки еще отрастут», – думал Семен, когда ходил в первый класс. Мать, тогда служившая медсестрой в психушке, отгоняла его от Летчика подальше. Запрещала трогать острые булавки, державшие одеяло. А какая в них нужда? Летчик никогда не шевелился.
Arvustused
11