Raamatu kestus 17 t. 01 min.
2012 aasta
Пакт
Raamatust
Действие романа происходит накануне Второй Мировой войны.
В Москве сотрудник «Особого сектора» при ЦК ВКП(б), спец-референт по Германии Илья Крылов составляет информационные сводки для Сталина. В Берлине журналистка Габриэль Дильс работает на советскую разведку. Никто не в силах остановить эпидемию массового безумия в СССР и в Третьем Рейхе. Но все-таки можно попытаться спасти жизнь хотя бы одного человека, пусть даже далекого и незнакомого.
"Это исторический роман, время действия 1937-41 годы, место: Москва и Берлин. Это моя личная попытка осмыслить ту трагедию, которая произошла в России в эти страшные и горестные годы. На эту тему написано море исследований, я изучаю документы, подолгу сижу в архивах. Но я пишу не исследование, а беллетристику, где есть сюжет и герои с их характерами, переживаниями, мыслями…".
Полина Дашкова
Аудиоверсия великолепна. Чтец замечательный. Сама книга перенасыщена Сталиным, НКВДшниками, карликами, «обезьяньими» и «серыми» лицами. Если бы читала на бумаге, бросила бы на 10 главе, именно из-за этого. Герои глубоко не раскрыты и нет финала.
Книга потрясающая. Страшные 30-е годы в России, в Германии. Люди, живущие с постоянным чувством страха за себя и свою жизнь. Странные и страшные персонажи, наделённые высочайшей властью в государстве. Превосходное чтение!!! обязательно послушаю эту книгу повторно. Рекомендую взрослым людям, небезразличным к истории нашей страны.
А у нас в саду шпионы, оборвали все пионы, И насрали в сапоги... Сталин прав, кругом враги.
Книга, которая не оставляет равнодушной. Очень сильное погружение, как в политическую обстановку 30-ых годов Германии и России, так и в жизнь и страхи людей. Очень много внимания уделено Гитлеру и Сталину, так близко к этим историческим личностям я еще не подбиралась. Эти двое – максимально удобная комбинация, чтобы уничтожить немыслимое количество живых людей. Многие даже не интересуясь историей Сталина слышали про доносы соседей, про ссылки за анекдоты и постоянный страх за себя и за близких. В книге этому уделено большое внимание и это ужасно.
Один из главных героев - Илья Петрович Крылов служит в особом секторе ЦК, то есть в личном секретариате Сталина. Должность его называлась скромно и загадочно: спецреферент. Основным занятием Ильи является анализ информации, касающейся нацистской Германии и ее отношений с другими европейскими странами. Донесения и сводки, поступающие по линии НКВД и ГРУ, зарубежная пресса, отчеты о переговорах, доклады послов и атташе, перехваченная дипломатическая переписка – все ложилось к нему на стол, иногда до того, как попадало к Сталину, иногда после, с пометками и указаниями Сталина. Илья работает на опасной и важной работе, которая подразумевала абсолютное растворение в мутной бездонной субстанции, именуемой Сталин. Растворение - это полное помешательство и вера: без товарища Сталина, как без солнца, воды и воздуха, жизнь на земле невозможна.
Илья работая на такой должности полностью вменяемый и ничего хорошего к Хозяину не испытывает. Он выполняет свою работу и играет по правилам системы, потому что знает, ничего не гарантирует твою безопасность. Сегодня ты «дорогой друг и товарищ» завтра тебя расстреляли. Ты не можешь попросить ради родственника или знакомого, потому что это автоматически ставит тебя в один ряд с предателем. Хорошо работаешь, значит хочешь оказаться ближе к вождю, чтобы убить его. Находишься при власти и твою жену забрали, у которой месяц назад родился ребенок, не переживай товарищ мы найдем тебе новую жену.
Я всю книгу думала, а зачем что-то говорить, если вдруг стерва Клава захочет твою комнату и напишет донос, не важно правда это или нет, человека нет. Существовала устойчивая иллюзия, что доносчика не посадят, он свой, бдительный, преданный, нужный. Но и доносчиков брали. Люди верили, что если орать, голосовать, проклинать врагов, молиться товарищу Сталину, то можно уцелеть. Но и орущих брали, и молчавших, и тех, кто работал изо всех сил, и тех, кто ничего не делал. Вопрос «За что?». Вопрос-ловушка.
Когда у меня родится сын, когда он начнет говорить, первое слово, которое он скажет, будет „Сталин“. Наше дыхание, наша кровь и наша жизнь – принадлежат Вам! О, великий Сталин! – Господи, помилуй, – прошептал Илья.
От Ильи тянутся ниточки к другим героям книги. Девушка Маша и ее семья, я всю книгу очень переживала за добрых и человечных людей. Маша учится в балетном училище и танцует одну из главных партий - сольный танец Аистенка. «У нас с тобой отличная профессия. Мы молча танцуем. Просто танцуем, и все.» С такой работой у Ильи было мало времени на свидания и ухаживания, предложение девушке он сделал после пары встреч. Он долго не решается создавать семью, думал, что разумнее остановить свой выбор на какой-нибудь комсомольской кукле. Ее не жалко, к ней не привяжешься, не захочешь, чтобы она родила тебе ребенка. Жена и дети – заложники, имея семью, ты становишься слабеньким, уязвимым. Но жить с куклой, которая в любой момент может настучать, – совсем тошно.
Доктор психиатрии Карл Штерн проработал в прифронтовых госпиталях, занимался травматическими неврозами. Во времена первой мировой войны его призвали оказывать помощь солдатам, одним из его пациентов был ефрейтор Гитлер. Он твердил о возрождении Германии, о биологическом превосходстве немцев над другими народами, при этом его раздражали немцы – соседи по палате, врачи, медсестры. Он превозносил народ, но каждого отдельного человека, включая себя самого, безнадежно, тупо ненавидел.
Вот вы и спасете ее, Адольф, – твердо, медленно произнес доктор. – Именно вы спасете Германию. Слезы мгновенно высохли. Гитлер перестал покачиваться, застыл и вдруг, схватив доктора за руку, прошептал: – Да, да, о да! Я спасу Германию!
Судьба Карла для меня самая трагичная. После первой мировой войны он стал работать врачом и в 30х годах, когда партия Гитлера получила влияние его клиентами, стали как сам Фюрер, так и его окружение. Доктора могли вызвать в любой момент дня и ночи, когда у Гитлера случались припадки невроза. Карл через своего друга Бруно доставлял информацию русской разведке и даже не подозревал об этом. После трагедии, которая с ним произошла, Бруно помог ему сбежать в Россию. Карл сделал много хорошего окружающим людям, меня всю книгу поражала его доброта и смелость.
«Психиатрия – наука о душевных болезнях. Существа, у которых душа отсутствует, никакому изучению и лечению не поддаются, – подумал доктор. – Куда же девается, душа у таких существ? Кажется, Данте пытался ответить. В одном из последних кругов ада обитают души тех, кто формально числится живущим на земле. „Он есть, и пьет, и спит, и носит платье…“»
Гадюка и Жаба Гитлер у нас мировое зло, а Сталин тот, кто победил. Войну выиграл не Сталин, а люди, которых он не успел сам убить, так что сложно выбрать, кто хуже. Покажите вашу карточку, давайте сравним диагнозы.
– Я за товарища Сталина жизнь отдам! – Вот ты и отдаешь. Только не нужна ему твоя жизнь, ему нужна твоя смерть. Тысячи, десятки тысяч смертей таких же, как ты, честных, преданных, готовых отдать за него жизнь.
Большая часть книги описывает политические события, написано так интересно, что я не могла оторваться. Мне нравится читать такие книги, после них хоть и очень грустно, но они тебя наполняют чем-то значимым и хорошим. Сколько бы я не думала: ну как можно убивать и ссылать молодых и талантливых людей, это же ухудшает положение страны и в этом нет пользы стране. Никакая вражеская разведка при всем желании не сумеет нанести России большего вреда, чем этот параноик с манией величия. Искать логику в ледяном хаосе магического сознания демона Сталина все равно что заниматься гаданием, но не на пятаке, не на картах или кофейной гуще, а на мучениях и смертях сотен тысяч людей.
Книга заканчивается подписанием пакта Мо́лотова — Ри́ббентропа 23 августа 1939 года и это конец книги, но начало трагедии для миллионов людей. Я благодарна автору, что герои книги живы в последней строчке. На жаргоне профессиональных нищих «двурушничать» – значит в толпе, из-за спин товарищей, протягивать для подаяния не одну, а обе руки.
Отлично написано. Сюжет держит в напряжении постоянно. Фактура, композиция, персонажи – всё очень добротно увязано. Прочитаю и остальные книги Полины об этом времени.
Замечательный роман Полины Дашковой! Интересный сюжет, хороший ясный язык. Легко слушается, легко воспринимается, несмотря на тяжёлую мрачную тему. Самый жестокий и трагичный период нашей истории. Возможно и сгущены краски, но чувствуется глубокое изучение автором темы. Очень хорошее озвучивание. Однозначно рекомендую и не только этот роман, но и другие книги Полины Дашковой, которая стала одним их моих любимых авторов. Спасибо, ЛирРес,!
глазами, соскользнула с подлокотника и удалилась. «Тень-Гесс только кажется безумным, на самом деле он в такой своеобразной
Хитрый и жестокий – это не значит умный и смелый. Совсем наоборот, это значит глупый и трусливый».
Никто не любит беднягу ефрейтора, - писал в дневнике доктор. - Ничего у него нет, кроме железных крестов и мечтаний, таких же, как кресты, железных. После грязи и крови, после обстрелов, окопов, он мечтает не о нормальном человеческом счастье, не о любви и даже не о богатстве. Он бредит беспощадной борьбой с врагами, продолжением войны до победного конца, разумеется, ради величия великой Германии. ... Сотни тысяч таких вот маленьких мечтателей, не умеющих найти своё место в жизни, овладеть каким-нибудь ремеслом, создать семью, начинают ненавидеть жизнь и стремиться к смерти, но вместо того, чтобы болеть и умирать, они заражают других своей некрофилией...
Впрочем, ефрейтор Гитлер не виноват, что его никто не любит. Мои философствования о причинах войн нелепы и жестоки. Я никогда не знал нужды. Моё детство было наполнено любовью, праздниками, игрушками, музыкой, книгами, поездками на лучшие европейские курорты. У меня уважаемая, полезная профессия, большая уютная квартира в Берлине. Меня ждёт Эльза. Мы поженимся, у нас будут дети. Я не вправе судить беднягу ефрейтора. С высоты моего благополучия и университетского образования его мечты кажутся вульгарной демагогией. Со дна его невежества и полунищего прозябания я выгляжу зажравшимся эгоистичным буржуа.
Он превозносил народ, но каждого отдельного человека, включая себя самого, безнадежно, тупо ненавидел.
Сотни тысяч таких вот маленьких мечтателей, не умеющих найти свое место в жизни, овладеть каким-нибудь полезным ремеслом, создать семью, начинают ненавидеть жизнь и стремятся к смерти, но вместо того, чтобы болеть и умирать, они заражают других своей некрофилией. Таким образом возникает психическая эпидемия, коллективная жажда грандиозных перемен.
Arvustused, 14 arvustust14