Некоторые «универсальные», как под копирку, отзывы можно легко и не читая приложить ярлыком к любой книге о Ниро Вульфе. Однако не всегда. Это произведение Р. Стаута – одно из слабейших. Скучнейшие расследования, описания еды присутствуют, но вовсе не в связи с виртуозным кулинаром Фрицем, про «ум Вульфа» ниже, а «проживать интересные моменты с героями» в виде нескончаемых грубых перебранок Кремера и полицейских с Арчи можно только пребывая в дремоте. Единственно, чем полезно это сочинение – представлением о политической ориентации автора. Рекс Тодхантер Стаут – убежденный антисоветчик и антикоммунист, каковым сделал и своего главного героя. И ладно бы, но уж больно топорно вкладывает свои идеи в уста столь проницательного детектива.
– Давайте я подведу итог, – едва сдерживая ярость, произнес Вулф. – Приблизительно три года тому назад вы начали замечать, что в дискуссиях на политические и социальные темы Артур стал придерживаться радикально левых взглядов. Вам это не понравилось, и вы пытались образумить молодого человека, но тщетно. Постепенно его убеждения и воззрения становились все более левыми и откровенно коммунистическими. Вы оба – вы и ваш супруг – спорили с племянником и увещевали его, однако он не изменился и упрямо продолжал придерживаться коммунистических взглядов. Ваш племянник одобрил коммунистическую агрессию в Корее и осудил действия ООН. В конце концов вы сочли подобное положение невыносимым и предъявили ему ультиматум… вы заняли весьма твердую позицию, поскольку Артуру пришлось сообщить вам совершенно секретную информацию: он был тайным агентом и еще в 1948 г. по заданию ФБР вступил в Коммунистическую партию США с целью агентурной работы. Племянник поделился с вами своей тайной, и вы пообещали хранить ее, став его союзницей. Про себя вы восхищались Артуром, но с другими вам приходилось притворяться, продолжая открыто осуждать его.
Как уже справедливо отметил один здешний читатель «Второго признания», «преступником может быть только тот, кто является членом коммунистической партии. То есть, если ты коммунист, то уже по определению преступник». Причем по тяжкой статье (убийство), а все левые и сочувствующие – предатели, лжецы и трусы. И это пусть останется на совести писателя. Но потом идут откровенные передергивания: герои второго рассказа «Убийство полицейского» – семейная пара парикмахеров, маленькие, запуганные эмигранты, кочующие по Европе в страхе за свои жизни. И понятно, почему. Но у Стаута они бежали не из нацистской Германии, а из… русского концлагеря! Дальше больше. Ниро Вульф постоянно произносит утомительные пафосные спичи о том, что в Америке коммунизм не пройдет, и приравнивает его к фашизму. Эта идея начала исподволь проталкиваться и в нашу науку стараниями немецких историков с 90-х гг. с целью снятия коллективной ответственности за преступления нацистов. Но книга вышла в 1951 г., когда в памяти были еще живы союзнические отношения между СССР и США, встреча на Эльбе, второй фронт и проч. Т.о., идеи немцев оказались вторичны, поскольку пестовались за океаном. В этом смысле, книга Стаута – источник по маккартизму и началу «охоты на ведьм» в США. И это все, чем примечателен сборник. Оседлав любимого конька, Стаут тянет это нудное му-му, заставляя своего героя выйти из образа гениального детектива, который должен был бы стоять над этническими, гендерными, возрастными, образовательными, сословными, религиозными и политическими различиями людей. Беспристрастным в своем деле, иначе это не суперум, а простой обыватель со своими капризами и ярко выраженными антипатиями.
Масла в огонь добавил и чтец, который уж очень педалировал агрессивность филиппик Вульфа. А больше ничего. «Скучно, девушки!» Для тех, кому хочется разочароваться в Стауте и увидеть недалекого психованного Вульфа;). P.S. Забывается на раз :))
Arvustused
7