Raamatu kestus 7 t. 37 min.
Чтения о Богочеловечестве
Raamatust
Имя Владимира Соловьева срослось с самим телом русской философской мысли. Он оказал фундаментальное влияние не только на развитие русской религиозной философии, но и на сам круг вопросов и содержание общественной дискуссии. Соловьева по праву называли «апостолом интеллигенции» – он сумел заговорить о религии, о метафизике, о душе и Боге так, что его слова оказывались слышны русским интеллигентам. Без знания философского наследия Соловьева не может быть понята не только значительная часть современной ему и, в особенности, последующей русской философии – без него остается невнятной значительная и едва ли не лучшая часть русской поэзии серебряного века, многие страницы русской прозы и т.д. Из всей череды созданных им работ одна из наиболее известных и заслуженно популярных – «Чтения о Богочеловечестве»: в них совсем молодой Соловьев сжато и выразительно дает по существу общий очерк своих идей. Лучшего введения в мысль Соловьева, чем его «Чтения…» – не существует, а без знания этой мысли мало что можно понять в русских спорах и беседах серебряного века.
Соловьёв считается первым русским философом, автором первой системы взглядов.
Цель истории и жизни он видел в богочеловечестве – гармонии Бога и внебожественного мира людей. Его идеи получили развитие в русской религиозной философии
Таким образом, в человеке святом актуальное благо предполагает потенциальное зло: он потому так велик в своей святости, что мог бы быть велик и во зле; он поборол силу зла, подчинил ее высшему началу, и она стала основанием и носителем добра. Потому-то народ иудейский, показывающий самые худшие стороны человеческой природы, «народ жестоковыйный» и с каменным сердцем, этот же самый народ есть народ святых и пророков Божиих, народ, в котором должен был родиться новый духовный человек.
Божественный мир "конкретен", то есть представляет собой сообщество сотворенных для вечной жизни существ и, сверх того, обладает собственным личностным началом - душой мира. Бог и мир составляют то, что в богословской литературе иногда именуется Плеромой - полнотой божественного мира.
Сущность добра даётся действием Божиим, но энергия его проявления в человеке может быть лишь превращением осиленной...самоутверждающейся личной воли.
Современный человек сознает себя внутренно свободным, сознает себя выше всякого внешнего, от него не зависящего начала, утверждает себя центром всего и между тем в действительности является только одной бесконечно малой и исчезающей точкой на мировой окружности. Современное сознание признает за человеческой личностью божественные права, но не дает ей ни божественных сил, ни божественного содержания, ибо современный человек и в жизни, и в знании допускает только ограниченную условную действительность, действительность частных фактов и явлений, и с этой точки зрения сам человек есть только один из этих частных фактов
Дьявольское начало - это своеволие, то есть свобода твари, дарованная Богом, но истолкованная и использованная эгоистично. Обладая всей полнотой жизни, душа мира поддаётся соблазну этого проявления, чтобы господствовать в мире "от себя", а не от Бога.
Arvustused, 1 arvustus1