Raamatu kestus 24 t. 23 min.
2014 aasta
Обитель
Raamatust
Соловки, конец двадцатых годов. Последний акт драмы Серебряного века. Широкое полотно босховского размаха, с десятками персонажей, с отчетливыми следами прошлого и отблесками гроз будущего – и целая жизнь, уместившаяся в одну осень. Величественная природа – и клубок человеческих судеб, где невозможно отличить палачей от жертв. Трагическая история одной любви – и история всей страны с ее болью, кровью, ненавистью, отраженная в Соловецком острове, как в зеркале. Мощный текст о степени личной свободы и о степени физических возможностей человека.
Закончилась моя двухнедельная пытка Прилепиным. Точнее его «Обителью». Почему пытка, об этом нужно рассказывать в лицах.
Посмотрела недавно программу «Наедине со всеми», прониклась интересом к автору, нашла его книги в Интернете. Долго выбирала, что же взять из его уже многочисленного наследия, и решила остановиться на «Обители». Не пожалела дополнительный полтинник, чтобы заказать аудиоверсию романа. И хорошо, что не пожалела, но об этом потом.
Если сказать, что роман объемный, это не сказать ничего. Я давно уже не читала романы подобной величины – не даром автор питает искреннюю любовь к Л.Н.Толстому. Размах тот же. По ходу моего постижения, иначе не назовешь, этой книги менялись мысли, чувства. Одно могу сказать совершенно откровенно: если бы я не слушала, а читала, то точно бы на середине закрыла эту книгу, как закрыла в свое время «По ком звонит колокол» Э.Хемингуэя и «Колымские рассказы» Варлама Шаламова. Эти книги вытягивали из меня, что называется, все жилы. И «Обитель» тоже вытягивала.
Но давайте о хорошем. С первых глав книги поняла, что вещь – стоящая. Написано качественно, с большим уважением к слову и с большим умением из этого слова плести затейливые узоры. Мне даже сначала показалось, что актер как-то мало выразительно читает. Это потом я думала: «Как он вообще дочитал это все до конца?». Я бы так не смогла.
Постепенно книга затягивала в какую-то бездонность, в глубину. Местами было чертовски страшно и почти постоянно беспросветно. Эта беспросветность и душила пуще всего.Ведь ты понимаешь, что никакого хеппи енда не будет, что из этих пут не вырваться никуда и никогда. Но была в этом слоге какая-то мистика.
Каждый раз, когда я мучительно, почти мазохистски слушала очередную главу, думала:
– Это последняя. Я больше не могу. Вот дослушаю ее и брошу. Буду заниматься своими делами и забуду этот страшный сон.
И каждый раз, когда глава заканчивалась, она заканчивалась на таком моменте, что просто необходимо было узнать, что же там будет дальше. И я включала следующую, чтобы повторить себе то же самое.
В этой книге много размышлений и о самой революции, которая по событиям и времени была совсем недавно, и о зарождении концентрационных лагерей в России. Почему-то сейчас никто не говорит о том, что у нас они появились еще раньше, чем в фашистской Германии. Интересно, мы, часом, не давали им курсов повышения квалификации в этом деле?
Но больше всего на протяжении этого долгого и мучительного слушания не оставляла идея свободы человека – физической, нравственной, любой. Не знаю почему, может быть, потому что сейчас живу за океаном, вижу свободных людей и понимаю, как долго мы были обделены этим. Да что греха таить, и после распада СССР мы ее как-то и не приобрели в массовом масштабе.
Даже сейчас, когда роман дослушан, меня не отпускают мысли, им навеянные. Автор в романе еще долго не отпускает тему – все идут там эпилоги, приложения, послесловия – могу представить, как его тоже загрузила эта тема. Сколько было переработано исторического материала, чтобы так достоверно описать – снимаю шляпу.
А всем, кто будет читать или слушать «Обитель», хочу порекомендовать – запаситесь мужеством!
Роман действительно оказался замечательным ! Очень цельным , глубоким , взрослым .... Великолепный Прилепенский слог ( то как он описывает например тюремную посылку , северное море , монастырь ) все очень ярко , сочно , вкусно ....Но и это не все … Сам текст ....история …такая страшная .... и такая замечательная .....О том что в человеке мало святости , даже в самом святом .... Что одно из главных чувств которое нами движет– это страх .... Страх быть обманутым , не понятым , страх остаться одиноким и страх быть в толпе , страх смерти и страх жизни , страх не проснутся утром и страх проснутся … Страх оказаться не любимым , и страх не любить или любить не того ....
Рецензировать Прилепина это какбэ моветон уже, всё равно что на Достоевского отзыв писать. А вот за озвучку я переживал очень. Озвучка не подкачала, актеру – респект. Не лезет он в произведение но и не бегает от него, следует за автором, не отступая ни на шаг. То, что надо.
Скептически отношусь к современной отечественной литературе, очень много коньюнктурщины или откровенной беллетристики, шаблонных произведений (особенно этим грешит «Акунин»)… а «Обитель» приятно удивила!
Хороший язык, яркие образы, многослойный, не «плоский» смысл. Очень рекомендую!
Из-за нехватки времени слушал аудиокнигу, что тоже не вызвало отторжения: качество чтения достойное и впечатления о книге не портит.
Ложка дегтя: на мой взгляд (придираясь), середина немного проваливается, проигрывает началу и концу произведения, но это не означает, что «середина» плохая, скорее начало и финал задают очень высокую планку.
Обязательно надо прочесть все послесловия и примечания, они позволяют переосмыслить прочтенное.
Еще раз, рекомендую прочесть каждому думающему человеку!
Не понимаю, откуда молодой человек все это может знать? Очень сильная вещь: эмоционально, стилистически… Все время ловила себя на том, что главный герой и есть сам Прилепин. Тут же сама себя одергивала: этого не может быть… Страшные вещи описаны в романе. Несколько раз готова была бросить слушать – от того, что все так натуралистично и страшно рассказано. Иногда примеряла на себя: а как бы я повела себя в такой или иной ситуации? Не очень радостная картинка получалась то, наверное, силы духа не хватило бы достойно себя вести. Хотя, кто знает… Не дай Бог испытать такие физические и моральные унижения никому!!! И отдельное спасибо чтецу, Геннадию Смирнову!
Следом понемногу ушла в землю вся наша огромная семья, только внуки и правнуки остались - одни, без взрослых.
Приходится делать вид, что взрослые теперь мы, хотя я никаких разительных отличий между собой четырнадцатилетним и нынешним так и не обнаружил.
Разве что у меня вырос сын четырнадцати лет.
– Я очень мало люблю советскую власть, – медленно подбирая слова, ответил я. – Просто её особенно не любит тот тип людей, что мне, как правило, отвратителен.Она кивнула: поняла.– Это меня с ней примиряет, – досказал я.
Ненавидят не из-за чужой дурноты,а из-за своей пустоты куда чаще...Василий Петрович
Все дневники и воспоминания – куда большее вранье, чем любой роман.
В романе писатель думает, что он спрятался, и открывается в одном из героев, или в двух героях, или в трёх героях весь целиком, со всей подлостью. А в дневнике, который всегда пишется в расчёте на то, что его прочтут, пишущий (любой человек, я, например) кривляется, изображает из себя. Судить по дневникам – глупо.
А кто зверя видит и знает - тот неизбежно мудрый и в человечьих делах человек.
Arvustused, 101 arvustust101