Основной контент книги Песни в пустоту
Tekst

Maht 449 lehekülge

2014 aasta

18+

Песни в пустоту

4,8
26 hinnangut
livelib16
4,4
279 hinnangut
Pole müügil

Raamatust

Александр Горбачев (самый влиятельный музыкальный журналист страны, экс-главный редактор журнала “Афиша”) и Илья Зинин (московский промоутер, журналист и музыкант) в своей книге показывают, что лихие 90-е вовсе не были для русского рока потерянным временем. Лютые петербургские хардкор-авангардисты “Химера”, чистосердечный бард Веня Дркин, оголтелые московские панк-интеллектуалы “Соломенные еноты” и другие: эта книга рассказывает о группах и музыкантах, которым не довелось выступать на стадионах и на радио, но без которых невозможно по-настоящему понять историю русской культуры последней четверти века. Рассказано о них устами людей, которым пришлось испытать те годы на собственной шкуре: от самих музыкантов до очевидцев, сторонников и поклонников вроде Артемия Троицкого, Егора Летова, Ильи Черта или Леонида Федорова. “Песни в пустоту” – это важная компенсация зияющей лакуны в летописи здешней рок-музыки, это собрание человеческих историй, удивительных, захватывающих, почти неправдоподобных, зачастую трагических, но тем не менее невероятно вдохновляющих.

Vaata kõiki ülevaateid
Справедливость восстановлена

Авторы «Песен в пустоту» поставили перед собой задачу рассказать о подзабытых хороших рок-группах и исполнителях 90-х – и с этой задачей они справились блестяще. Это живая проза со своим дыханием, это вкусная и интересная литература. Это, наконец, яркая и живая журналистика – такая, по образцу которой можно учить, не будь имена и обстоятельства, описанные в книге, столь диковинными. Впрочем, удивляться по мере чтения не перестаешь, а вот с героями свыкаешься сразу. Горбачёву и Зинину за восемь лет работы удалось собрать ровно столько информации, что персонажи становятся прямо-таки родными для читателя.

Словом, обязательное пособие для меломанов и увлекательный экскурс в историю для всех, кто хочет понимать, «откуда есть пошла» современная русская музыка.

Книга состоит из воспоминаний очевидцев и участников событий. Из баек и тяжёлых мыслей. Читается только при условии, что присутствует непреодолимый интерес к данной тематике. Красочно рассказывают о подпольных концертах, особливо в клубе Тамтам. Вспоминаются коллективы: Соломенные Еноты, Химера, Машнинбэнд, ПТВП. Особенно выделю главу о Вене Д’ркине. Эти исполнители повлияли на звучание российского рока, но медийности так и не добились. Кроме ПТВП - Лёха Никонов нашёл себя и свою нишу.

Arvustus Livelibist.
Есть группы, которые в силу тех или иных обстоятельств не могут быть услышанными. Есть группы, которые в силу тех или иных эстетических установок услышанными быть не хотят.

Итак, бурный музыкальный взрыв 80-х, русский рок входит в легенду – Цой – жив, но уже и нет. Распад Советского Союза и тишина в музыкальном плане. Почему? Раздвигай границы до невозможного, экспериментируй, твори, но почему-то в начале 90-х происходит поиск музыкальной сущности, а уже понятный нам легендарный русский рок сформировался при хорошем продвижении и узнаваемости, благодаря фильмам, клубам и, конечно же, радио.

Но это будет потом, сейчас речь о тех, кто пытался. Те музыкальные коллективы, название которых многим ничего и не напомнит. Все началось с формирования клубной системы. Первопроходцем стал клуб «Там-Там», который просуществовал не так-то много в культурной столице, но был яркой вспышкой в андеграундной культуре. В протест происходящему, люди собирались в группы, и их объединяла музыка. Да, пожалуй, довольно странная, но все-таки музыка. Возможно и бутылка водки, но все-таки еще и музыка. Лицом питерского клуба была группа «Химера», с его солистом Эдуардом Старковым (Рэтд), выступавшем в рабочем фартуке и производившим на собравшихся странное впечатление своими перфомансами. Все, естественно, закончилось трагически – клуб закрылся, а

«Химера» оказалась химерой

В итоге сложилось полное впечатление, что личность просто выгорела. К сожалению, в музыкальном мире такое довольно часто случается, как будто яркая вспышка не может гореть вечно. Но это только начало перечисления групп, которые не смогли войти в дверь популярности или просто не очень хотели, как «Машнинбэнд». Андрей Машнин, как говорят, тонкий поэт, но предпочел стабильную работу, начиная кочегаром, продолжая в музыке и просто потеряв интерес к музыкальной жизни дальше. Но это тоже выбор. Конечно, самая трагичная история про Веню Дркина, трагически ушедшего поэта, почти барда, но с тяжелым звуком и искренними стихами. Возможно, как раз у него и была возможность стать одним из тех, песни которых мы напеваем, но болезнь унесла его раньше, чем пришло признание. «Собаки Табака», "Последние танки в Париже" и «Соломенные еноты», чисто альтернативные группы, которые пытались найти свою нишу в звуке, в своей самобытности, провокационных текстах или сложно понимаемых перфомансах на сцене, граничащим с непониманием и почти отвращением. Все они стройными рядами проходят вдоль строчек книги, в словах, воспоминаниях, мыслях и сожалениях. Все в лицах, все почти было вчера.

Книга – это сборник маленьких отрывков из интервью, большая часть которых собрана как раз для этого издания. Очень большое количество непосредственно самих участников, которые состояли в группах, были свидетелями событий или просто каким-то образом соприкасались с этими коллективами. Как мне показалось, этот формат как раз значительный минус книги. Не получается сформировать полного впечатления от истории каждой группы – как создавались коллективы, как играли и что в итоге с ними стало. Какофония из слов, не складывается в общую мелодию, не формируется красочная картина происходящего. Из рассказов, очень сложно вычленить основные вехи, тут больше эмоций, личных воспоминаний и иногда совершенно полярных мнений – от гениальности до абсолютного непонимания. Обрывки мнений, вспышек памяти, в основном сдобренная огромным количеством саморазрушения и литрами алкоголя, жизнь, граничащая почти с маргинальным существованием. Эти коллективы имели какую-то фанатскую базу, даже несколько альбомов, но качественных записей не так-то много. Не знаю, просто не получалось, не везло или просто не хотелось выходить из звуков того мира, который им казался мелодией жизни, перестуком граненых стаканов и жизни одним днем.

К сожалению, не сложилось у меня с этой книгой, не получилось синхронизироваться. Я люблю музыку, даже могу сказать, что мне нравится абсолютно разная музыка, но еще я считаю, что чтоб донести что-то до мира – надо пахать, даже не работать, а именно – пахать. Жить музыкой, если ты музыкант, писать песни, выступать, искать возможности звукам и стихам войти в сердца людей. Талант – это круто, но вот развитие тоже очень даже надо, чтоб понять, что музыка – это твоя жизнь и жизнь – это музыка. Как мне показалось, эти группы не до конца развили свой потенциал, где-то недотянули, где-то начались капризы и распри, кого-то убила токсичная среда, а кто-то так и не понял, в каком направлении двигаться. Скорее это обычные истории и воспоминания в рамках жизни 90-х, когда кто-то выстрелил и стал успешным, а кто-то сгорел в пламени перестройки. Книга не для каждого, она скорее для фанатов музыкальной истории и для расширения интеллектуального музыкального кругозора, ну а для остальных – просто слушайте, творите и живите!

Arvustus Livelibist.
Читать!

Книга очень живая, «многоголосая» и оттого есть ощущение полного погружения в эпоху. Она о поиске, поиске той музыки, которую растерял русский рок начала 90-х. Она о бунтарях и настоящих творцах, последователях Башлачёва, Летова и всех, кто писал своей кровью. О тех, кто возвышал свой голос в, казалось бы, бессмысленной попытке достучаться до людей, озлобленных недружественным бытом и бытием. О тех, кто вкладывал в свои песни святое зерно невыносимой русской поэзии. Рекомендую всем поклонникам «неформата» и ценителям сильного слова.

Logi sisse, et hinnata raamatut ja jätta arvustus

Когда Рэтд умер, над городом висела комета. Она была какая-то зловещая, туч вообще не было. Я тогда работал в промзоне и видел над собой чёрное-чёрное небо с таким здоровым бело-синим шрамом.

Алексей Никонов

Если вы не хотите, чтоб вас купили, ведите себя так, чтобы никто не хотел вас купить.

Сергей Кузнецов

Мы были очень странно одеты, носили френчи, черные кепки и огромные немецкие ботинки. В общем, какую-то непонятную военную форму. И мы просто идем, а на нас все смотрят. Проходим мимо каких-то мажоров, они: “Эй, вы что, фашисты?” А Рэтд им: “Нет, мы специалисты”. “По чему специалисты?” – “По общению с нашими небесными братьями!” Или другой ответ в той же ситуации: “Парень, ты скинхед?” – “Нет, я моторхед!”

Алексей Михеев

Звучит, конечно, по-идиотски, но да - проклятый поэт. Проклятый поэт, который тебе все время пихает и говорит - я ж проклятый поэт, сука, ты что, забыл? Давай в гастроном сходи.

Станислав Ростоцкий

Социальные роли, прежде расписанные в почти приказном порядке, перемешались, как в дурном водевиле, – и это коснулось всех: и инженеров на сотню рублей, иные из которых теперь стали ворочать миллионами, и дворников и сторожей, которым пришлось выйти из подсобок в пространство свободной конкуренции, и уж тем более молодой шпаны, которая, может, и готова бы была стереть кого-нибудь с лица земли, да только земля к тому моменту уже была голой.

Raamat Ильи Зинина, Александра Горбачева «Песни в пустоту» — laadi alla fb2, txt, epub, pdf formaadis või loe veebis. Jäta kommentaare ja arvustusi, hääleta lemmikute poolt.
Vanusepiirang:
18+
Ilmumiskuupäev Litres'is:
22 oktoober 2014
Kirjutamise kuupäev:
2014
Objętość:
449 lk 32 illustratsiooni
ISBN:
978-5-17-085230-7
Õiguste omanik:
Corpus (АСТ)
Allalaadimise formaat: