Tasuta

Почему мы едем в Италию

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

А уж когда речь идет о большой архитектуре, тут всякие слова излишни!



Причем, увидеть всю эту красоту иногда просто нет возможности. Скромные фасады часто скрывают великолепные дворы, куда нам нет доступа.

Исторически, архитектурное и художественное образование не только в России, но и во всем мире считалось неполным без длительной, иногда в несколько лет, поездки в Италию.

Но, это относится не только к истории. И в царстве современной красоты Италия занимает особое место.

С одной стороны, у туриста, бродящего по центру Рима или Флоренции, создается впечатление, что современности в Италии совсем немного. Она прячется за спинами великолепных дворцов и соборов, а в центрах исторических городов всего лишь скромно поблескивает витринами магазинов.

Возможно, для какого-нибудь шопоголика, современности, которая заключена в рамках одного большого обувного магазина и достаточно. Но, и витрины, и интерьеры этих магазинов – лучшие в мире. Причем, в отличие от многих стран, где магазины на ночь закрываются ставнями, итальянские витрины работают и ночью.







Наш турист наслышан об этой стороне итальянской действительности, но, приезжая в Италию особо не стремится с ней познакомиться. А напрасно.

Итальянская современность существует и прекрасно дополняет красоту историческую. Двадцатый и двадцать первый век органично вплетаются в исторический контекст, незаметно вписываясь в череду достопримечательностей и создавая непрерывную линию времени. Эстетика прошлого и настоящего сплавлены в единый образ. И это относится не только к архитектуре.

Высокое итальянское ремесленное искусство так незаметно и органично преобразовалось в дизайн, что итальянцы, кажется, этого даже не заметили.

Имена великих автомобильных дизайнеров – Пининфарина, Бертоне, Джуджаро знакомы каждому почитателю автомобилей, а кто такие Армани, Прада и Версаче известно всем женщинам на этой планете. Мало того, итальянская архитектура и дизайн неразрывно связаны между собой. Архитекторы здесь считают естественным проектировать не только здания, но и интерьеры, мебель или посуду. В Италии множество имен одинаково знаменитых как в области дизайна, так и в области архитектуры – Карло Моллино, Джио Понти, Этторе Соттсасс, Акилле Кастильони, Вико Маджистретти, Марио Беллини, Алессандро Мендини и прочие, прочие…

Итальянский дизайн с самого начала был явлением мирового масштаба.

В отличие от строгого рационального немецкого дизайна в Италии развивается концепция Bell Design – красивый дизайн. Итальянцы обожают эксперименты с новыми формами и новыми материалами в самых неожиданных сочетаниях. Они считают, что нельзя относиться к дизайну слишком серьезно, что дизайн должен быть не только функцией, но и арт-дизайном, что в нем должна быть игра – запоминающаяся эмоциональная, порой даже шутливая форма. Чего стоят только знаменитые стеллажи Этторе Соттсасса. Поэтому, в один прекрасный день, в Италии родилось течение, которое они назвали «антидизайном».







В сфере дизайна у итальянцев много конкурентов – Великобритания, Япония, США, Франция, Скандинавские страны, но, итальянцы этой конкуренции не боятся. Они считают, что только им известно как эффективно работать с дизайнерами. И любой человек посмотревший экспозицию главной мировой выставки мебели – Миланского мебельного салона, в этом может убедиться. Кстати, заодно он обнаружит, что вычурная мебель «под старину», которую мы считаем типично итальянской, часто делается специально для российского рынка, а сами итальянцы предпочитают мебель суперсовременную.

Поэтому, Италия дает нам возможность видеть не только прошлое, но и будущее. И нашим охотникам за шмотками еще только предстоит открыть для себя настоящую итальянскую современность.


И наконец, есть еще одна сторона итальянской действительности, которая проникает в нас независимо от того, ищем мы ее специально или даже об этом не задумываемся.

Италия – беспокойная страна. Здесь высокая безработица, а итальянское общество кажется поляризованным. Рядовые итальянцы не очень любят богатых и вообще – социальную несправедливость. Очень дорогая машина оставленная на улице пролетарского Милана вполне может заработать царапину на кузове.

По сравнению с более «благополучными» странами Италия кажется тонкой мачтой которая гнется на ветрах перемен. Но, несмотря на все исторические потрясения – войны, эпидемии, диктатуру, итальянцы умудрились сохранить реальную стабильность жизни. К примеру, самые богатые семьи Флоренции сохраняют свой статус на протяжении уже шестисот лет. Со времен раннего Ренессанса. Их капитал, их собственность ни разу не «экспроприировали» и не «национализировали».