В «Рассказы и крохотки» вошла малая проза Солженицына. Это «Один день Ивана Денисовича» и другие рассказы и повести… Вот, начинаешь читать «Один день» (с него сборник начинается), и первое, что восхищает, – это, конечно, язык. Очень самобытен, и очень колоритен. Это ж такие уникальные народные выражения, слова, и, даже построение текста особенное. Я, например, от такого языка получаю удовольствие… Конечно, основной повестью из сборника можно назвать «Один день…». Но я бы ещё отметил «Матренин двор». Колоссальная глубокая повесть. И там глубина во всём: природа ли описывается, люди, просто жизнь. Другие рассказы – они, конечно, тоже интересны, но всё-таки о чем-то одном. И, наверно, особенно стоит отметить военные рассказы, вошедшие в сборник, как рассказ человека, видевшего всё своими глазами… А, вообще, Солженицын – это такая возможность окунуться в годы пятидесятые, сороковые, или даже ещё раньше, в общем, в «Светлое прошлое».
Maht 790 lehekülgi
Рассказы и крохотки
Raamatust
Первый том 30-томного собрания сочинений А.И.Солженицына являет собой полное собрание его рассказов и «крохоток». Ранние рассказы взорвали литературную и общественную жизнь 60-х годов, сделали имя автора всемирно известным, а имена его литературных героев нарицательными. Обратившись к крупной форме – «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное Колесо», – автор лишь через четверть века вернулся к жанру рассказов, существенно преобразив его.
Тексты снабжены обширными комментариями, которые позволят читателю в подробностях ощутить исторический и бытовой контекст времени.
Žanrid ja sildid
oz_DB19323AC
«Рассказы и крохотки» Александра Солженицына – потрясающие по силе, написанные красивым авторским языком рассказы о жизни простых людей в непростое время и непростых обстоятельствах. Чтобы понять и почувствовать смысл и слог, нужно сделать над собой усилие, читать внимательно и вдумчиво. В каждом рассказе – человеческая судьба, трагедия неустроенной жизни деревенского человека, зэка, учителя. Крохотки – это ведь такое емкое слово, не рассказ, не зарисовка, не эссе. Крохотный кусочек прошлого, каждое слово в котором наполнено смыслом, в 10 раз его превосходящем.
Очень интересна для тех, кто хочет понять ментальность русского человека. Альтернатива ванильным образам, созданным номенклатурой.
Солженицын – великий гражданин, не побоявшийся бросить вызов государству, лжи как государственной политике. В художественном плане великими можно назвать рассказы «Один день…» и «Матрёнин двор», очень хорош и «Раковый корпус», «В круге первом» – вещь очень интересная, но в плане композиции, образов некоторых героев с автором можно поспорить. Многие его произведения не следует относить к художественной литературе, но они интересны и значительны в другом плане, как, например, и «Крутой маршрут» Гинзбург – это бесценные свидетельства людей, которым довелось жить в трудные времена и которые нашли в себе мужество рассказать другим о том, о чём многие (что уж греха таить) знать не хотят («меньше знаешь – крепче спишь» – лозунг многих, на мой взгляд, быдловатых людей, а можно и по-Библейски выразиться: «многие знания – многие печали»).
Ещё с самой школы я начал изучать творчество Солженицына, но только перечитав этот сборник сейчас, хоть немного начал понимать о чём идет речь в его рассказах. Дело даже не в каких-то потайных смыслах, а в манере передачи информации. Даже читая повествовательную часть, ни на секунды не отрываешься от атмосферы, которую закладывает автор. Солженицын – безумно противоречивая личность с такой же литературой. В неё нужно прямь погружаться, если хочешь вникнуть в суть.
Jätke arvustus
Две загадки в мире есть: как родился - не помню, как умру - не знаю.
Старение - вовсе не наказание Божье, в нём своя благодать и свои теплые краски.
(Старение)
И есть наслаждение духа - ограничиваться в поедании, не искать вкусовых переборов. И тонкий голосок синиц в ещё оснеженном полувесеннем лесу - вдвойне милее от того, что скоро ты их не услышишь, наслушивайся! А какой неотъёмный клад - воспоминания; молодой того лишён, при тебе же они все, безотказно, и живой отрывок их посещает тебя ежедень - при медленном-медленном переходе от ночи ко дню.
(Старение)
Мы стали ничтожной и благодарной частицей этого мира. Этого мира, в первый раз создавшегося сегодня - на наших глазах.
(Гроза в горах)
Если до сих пор всё никак не увидим, всё никак не отразим бессмертную чеканную истину, - не потому ли, значит, что еще движемся куда-то? Ещё живем?..
(Отраженье в воде)
Arvustused
7