Maht 263 leheküljed
2024 aasta
Камни поют
Raamatust
В альтернативной реальности нового романа Александры Шалашовой Советский Союз не распался, но его приметы не слишком заметны героям – они переживают глубокий внутренний кризис и погружены в воспоминания о случившейся с ними в прошлом катастрофе. Однако граница между «помнить» и «забывать» в этом мире зыбка и условна: здесь каждый может быть подвергнут воздействию Читателя, устройства нейрокоррекции, и оказаться всеми забытым.
В центре – история сложных и болезненных отношений педагога и ученика. Учитель обещает Леше новую жизнь вне детдома – и создает сообщество детей, объединенных идеями свободы и всеобщего равенства вне государства. Леша глубоко и искренне привязывается к учителю, пока однажды тот не совершает предательство. Кажется, помочь забыть о предательстве может только Читатель. Но что, если машина даст сбой – и навсегда расстаться с прошлым окажется невозможным? Герой становится перед непростым выбором – остаться обычным человеком или продолжить путь своего учителя? Читатель, прозревая его точно открытую книгу, позволяет ему сделать этот выбор.
Для кого
Для широкого круга читателей: всех, кто интересуется современной русскоязычной прозой.
Žanrid ja sildid
Первый раз взялась слушать произведение А. Шалашовой. Наверное, из за предрассудков, книги наших соотечественников кажутся нам хуже тех, что написаны "там". Возможно, настало время для взлома)
Простым и понятным для русского человека языком автор доносит до Читателя то, что и нам придётся делать выбор. Но не для себя. А для главного героя. И от этого этот выбор становится таким значимым.
Любой, умеющий читать между строк, обречён иметь в доме ружьё
С этим романом у меня произошло знакомство с творчество Александры Шалашовой. Я осталась в безумном восторге от слога, но сюжет остался для меня непонятым.
Возможно, будь я рождена на рубеже этих сумрачных тысячелетий, даже ещё раньше, в начале 70-х, то моё юношество попало бы на середину 80-х, в тот момент, когда человек что-то для себя начинает понимать, более зрело смотреть на этот мир, делать выводы и формировать собственное мировоззрение.
Но я родилась в 1995 году, в тот момент, когда СССР уже не стало и в мой мир вторглись в полном доступе заграничные товары, а слушать Башлачёва и шестидесятников было не запрещено.
Сосед больше не занимался стукачеством и говорить можно было громко, а не полушепотом.
Главному герою Лёше повезло меньше. Начиная с того, что в его детстве он столкнулся с добровольным уходом из жизни своей матери и последующим путем в различные интернаты. Там он встречает Лиса - Алексея - мужчину постарше, который берет под своё крыло интернатских ребят и становится не просто учителем, рассказывающем о туризме, а чем-то намного большим, его воздвигают в роль некого Бога эти молодые, одинокие сердца.
Но что-то потом происходит, что-то случается такое, что размывает границу настоящего и прошлого у главного героя, случается авария, последствия которой его преследуют потом всю жизнь.
То, что я описала - это верхушка айсберга. Всё намного глубже. Вообще, в произведение всё повествование происходит в альтернативной реальности, где СССР не распался, но! Честно признаюсь, я вообще не смогла прочувствовать эту атмосферу, эта тема была каким-то слегка уловимы фоном, к тому же нужно учитывать, что наш Лёша - очень ненадежный рассказчик, путающийся в показаниях, уже в зрелом возрасте страдающий от диабета и психических расстройств.
Я рекомендовать не осмелюсь данный роман. Я не смогла от него получить того, чего бы мне хотелось.
«Камни» не только поют, но и оставляют удушающее ощущение тревожного сна в жаркий полдень. А после пробуждения - остаточные ощущения, которые тянутся шлейфом как липкая, сладкая паутина.
Что мы имеем:
Декорации альтернативной СССР с вытекающими обстоятельствами в виде пионеров, партии и прочих элементов, создающих определенный колорит и логику поведения персонажей. Здесь неудачный опыт либо люди, пошатнувшие стабильность, предаются забвению. В прямом смысле. Их именуют Забытыми, память в истории и умах о них стирается. Вполне элементы антиутопии с вытекающим настроением.
Главный герой Лешка (Алексей) – ребенк-сирота из интерната с багажом из комплексов и надежд. В детстве - проявляющий черты лидера, рациональный, вполне эмпатичный ребенок. В настоящем - блеклая тень себя прошлого, запутавшаяся в себе, восприятии реальности.
Его учитель, наставник - Лис (Алексей Георгиевич). Крайне сомнительный в своем поведении, незрелый взрослый, создающий общество в обществе (в последующем с иерархией), в котором он внедряет свои убеждения и видение идеального мира.
Второстепенные персонажи, так или иначе влияющие на ход сюжета (в целом) и поведение Лешки и Лиса (в частности). Непохожие на друг друга, интересные, достаточно проработанные чтобы дополнять восприятие.
В моем восприятии, история центрируется на воспоминаниях Лешки и его взаимоотношениях с Лисом. Глобально декорации не сильно проработаны. Каких-то подробностей мироустройства, возможно, и не хватает. Но здесь это вторично. Взаимоотношения психологически тяжелые, недосказанные.
Я бы даже сказала, что Лешка-Алексей – весьма ненадёжный рассказчик. И это главная причина почему книга мне понравилась.
Он психически не здоров. В связи с определенными событиями его разум дал сбой. Постепенно это усугубляется сопутствующими заболеваниями. Например, диабетом. Влияет и чувство вины. Повествование представляет собой его пересказ событий, начиная с момента встречи его и Лиса в детстве и заканчивая моментом настоящим. А пересказ этот очень нестабилен. Он скачет туда-сюда, как птички по веткам. По мере того, как состояние усугубляется - добавляется больше пропусков, сомнений, замены событий. Нельзя точно сказать было ли так на самом деле, потому что главный герой сам в этом не уверен. Даже условная хронология (в книге нет глав, есть обозначение года) разбавляется вставками беседы Лешки и жены, Лешки и дочери, собственные мысли в настоящем (настоящее обозначается курсивом). Фрагменты настоящего заставляют местами сильно сомневаться в пересказе прошлого из-за исправлений событий сторонними людьми и им самим.
Кульминационная сцена вызвала у меня сомнения в действительности происходящего. Я задумалась происходит все в голове героя или же взаправду. Сложные чувства вызывают и самые последние страницы финала. Ту ли свободу обрел главный герой. Свобода ли это и от чего.
Могу назвать только пару-тройку книг с хоть сколь-нибудь необычным слогом. И это всегда находка! Удивительно, как мысли человека превращаются в такое нечто! В эту книгу не надо вчитываться в попытках достучаться до смысла всего написанного. Слова здесь - верхушка айсберга, а текст полностью - то, что скрыто океаном. Нечто незримое, эфемерное, почти неуловимое. К сожалению, я поняла это уже после середины прочитанного.
То, из чего соткана моя личность, мешает мне понимать такие истории. Я тут же ищу психическое заболевание то ли у героев, то ли у писателей. Так нездоровые отношения между учителем и сиротским мальчиком казались мне предосудительным и противозаконным действом. Те или иные строчки не раз железно намекали на неуместное влечение одного к другому. Но об этом ли роман? Хочу сказать, вовсе нет, но не возьмусь.
Прожив лишь годика два в Союзе, я слишком далека от советской философии. Но и не чужды мне понятия "коммунизм" и "беспартийность". Увидеть свою страну с другого исторического ракурса, пусть и глазами одного человека с воображением, вполне увлекательно. "Что, если бы Союз не распался?" практически равно "Что, если бы не случилось революции 1917?". Бесполезные вопросы. Монархическая империя, Союз коммунистов или демократическая федерация. Никакой разницы в рамках этой книги. Выбранный автором пассаж практически не заметен, но будто вплетён тонкой нитью во все представленные судьбы.
О чём же этот роман? Как самый обыденный читатель, боюсь, я увидела лишь верхушку. Для меня книга о двух несчастных людях, которые чуть ли не с удовольствием несут свою жизненную трагедию сквозь года. О прошлом, которое само не прочь бы убежать, но его тянут и тянут силком в будущее. Только вот страдают от этой ноши уже не только два несчастливца.
Кроме того, как превосходно написана эта книга, похвалить стоит и финальные аккорды! Судебная система в Новом Советском государстве придумана хитро! Но скорее подходит для утопического жанра. Понимаю, что мне хотели сказать Казнью Забытья (у меня даже название есть!), но это слишком крутая техника для социально-психологического романа.
Целое литературное открытие подарила мне книга "Камни поют". Смотрю, в определённых кругах Александра Шалашова личность небезызвестная. Однажды доберусь до её "Салютов". Как только наберусь храбрости и избавлюсь от излишней тревожности. Иначе не стоит и начинать.
Роман о непростых (токсичных, как это принято сейчас называть) взаимоотношениях ученика и учителя, о нездоровой привязанности и ответственности за тех, кого приручил, о детской травме (куда теперь без неё - что ни книга, то детская травма) и её влиянии на всю последующую жизнь, о непринятии себя. И всё это помещено в альтернативно-исторический сеттинг: путч в 1991-м победил, СССР не распался. Книга не зацепила совсем. Антиутопический фон дан впроброс, можно было обойтись и вовсе без него. Фигура повествователя - классического ненадёжного рассказчика - не вызвала сочувствия, хотя, судя по всему, должна была: страдающий одновременно и от диабета, и от психических расстройств человек с суицидальными намерениями, от которого практически отвернулись и жена, и дочь, и который всю свою жизнь борется с последствиями детско-юношеских травм (самоубийство матери на его глазах, детдом, предательство обожаемого учителя). Возможно, отчасти проблема с восприятием была связана с хаотическим повествованием: постоянные флэшбеки в разные периоды жизни мельтешили и не давали сосредоточиться на сюжете.
Arvustused, 5 arvustust5