Maht 160 lehekülgi
2020 aasta
Об Солженицына. Заметки о стране и литературе
Raamatust
Артефакты культуры потому и интересно изучать, что в них аккумулируется история – ее ключевые сюжеты, смыслы и противоречия. Исследователь здесь подобен археологу: он аккуратно кисточкой очищает от песка вещи прошлого – книги, песни, искусство в самом широком смысле, – для того чтобы рассказать нам об эпохе и о людях, в ней живших.
Алексей Колобродов – как раз такой исследователь. В своей новой книге он прослеживает важнейшую для нас связь – происхождение сегодняшней культурной и общественно-политической ситуации из политической и культурной жизни позднего Советского Союза.
Удивительно бестолковая книга. Заявлено исследование "происхождения сегодняшней культурной и общественно-политической ситуации из политической и культурной жизни позднего Советского Союза", но результат - попытка натянуть жизнь и суждения в большинстве своем почивших литераторов на актуальную повесточку, аки сову на глобус. Словоблудие, словоблудие, словоблудие. Скучно было бы даже для любительского блога. Жалко потраченного подарочного купона.
Когда открываешь статью Алексея Колобродова, не знаешь, чего ожидать. Он умеет так преподнести материал, что ты будешь ещё долго пытаться повторить нечто подобное.
Помните, как там было у А. С. Пушкина?
О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг...
Открытия Колобродова рождены на стыке самого разного журналистского опыта (да и житейского, надо полагать, тоже) и парадоксального мышления автора. Ну, кому ещё, скажите, придёт в голову сопоставить компанию поэтов-шестидесятников во главе с Евгением Евтушенко с мушкетёрами Александра Дюма; бандитскую кинороль Иннокентия Смоктуновского – с поведением в быту Иосифа Бродского; «Остров сокровищ» Стивенсона – с прозой Василия Шукшина?
А это – на минуточку! – компаративистика высшего порядка.
Из такого неожиданного сопоставления высекаются искры – и создаётся новый сборник статей и эссеистики под названием «Об Солженицына».
2
Название восходит к известному анекдоту Даниила Хармса – про Пушкина и Гоголя, когда А. С. идёт по сцене и спотыкается об Н. В., следом встаёт Н. В., идёт и спотыкается об А. С. – и таким образом действие разворачивается от одной кулисы до другой. Вот она метафора русской жизни в целом и современной реальности в частности: когда мы живём и спотыкаемся то об Солженицына, то о шестидесятников.
Об этом, собственно, и книга Колобродова.
Собраны в ней эссе и заметки последних лет. Касаются они преимущественно трёх временных промежутков: шестидесятые, перестройка и наши посткрымские дни. Остальные времена (даже период Великой Отечественной войны) если и возникают, то опосредованно через указанные. И это во многом симптоматично, ибо такая историческая линия с роздыхом и преобразованиями (степень их влияния на народ обсуждаема) актуальна.
В чём же актуальность? Читайте по ссылочке.
Под обложкой нас ожидают заметки журналиста о стране и литературе, напечатанные в последние годы в разных изданиях. ⠀ Плюсы: ⠀ Содержание (в книге мы встретим огромное количество известных людей, которые так или иначе внесли свой вклад в историю нашей страны и литературы, но при этом эти очерки оставляют после себя приятное послевкусие целостности); ⠀ Сюжеты (меня отдельно порадовали статьи о кино, без которых такая книга была бы не полной. Ещё один плюс в том, что даже политические события автор вводит через призму литературы); ⠀ Расширение кругозора (я помню далеко не все из описанных событий, поэтому для меня прочтение этой книги - это возможность расширить горизонты восприятия) ⠀ Минусы: ⠀ Я в книге минусов не нашла, хотя некоторые суждения автора мне совершенно не близки. ⠀ Книге 9 из 10 ⠀ Мне книга понравилась. Я даже не ожидала, что можно так заинтересоваться событиями, которые уже миновали.
Темы затронуты интересные, но если, как заявлено, ты мастер речи и слова, то зачем мат?
Для удешевления и популярности?
Солженицин понятен только потомкам переживших ГУЛАГ, остальные пусть уберут от него свои грязные, клеветнические руки
Tatyana Isamidinova, то есть, соЛЖЕницын понятен жалкой кучке осужденных воришек, казнокрадов и тд, вдруг почуявшей возможность предстать перед потомками «политическими»?!
Смешно.
Arvustused, 4 arvustust4