Maht 351 lehekülg
1848 aasta
Кто виноват? (сборник)
Raamatust
В книгу выдающегося писателя и публициста середины XIX века включены роман «Кто виноват?» и повесть «Сорока-воровка».
...я человек русский и жизнию обучился думать, а не думою жил.
Наполеон говорил, что судьба- слово, не имеющее смысла, - оттого-то оно так и утешительно.
Жить сложа руки, конечно безопаснее; но я полагаю, что на бездействие надобно так же иметь призвание как и на деятельность. Не всякий, кто захочет, может ничего не делать.Всё в жизни недаром, и всё имеет высокий смысл. Неумение жить в настоящем, ценить будущее, отдаваться ему- это одна из моральных эпидемий, наиболее развитых в наше время.Есть нежные организации, для которых нет полного счастья на земле, которые самоотверженно готовы отдать всё, но не могут отдать печальный звук, лежащий на дне их сердца, - звук, который ежеминутно готов сделаться...Надобно быть погрубее для того, чтоб быть посчастливее.право, если б впредь говорили условия, мало нашлось бы дураков, которые решились бы жить.Отчего человек умеет всем наслаждаться, во всём находить прекрасное, кроме в людях? Мы вносим в наши отношения с людьми заднюю мысль, которая тотчас убивает самой дрянной прозой поэтические отношения.Когда он всё отдаст и сам удивится своему богатству и полноте любви.
Мне сегодня пришло в голову, что самоотверженнейшая любовь - высочайший эгоизм, что высочайшее смирение, что кротость - страшная гордость, скрытая жестокость.
Кажется, будто жизнь людей обыкновенных однообразна, - это только кажется: ничего на свете нет оригинальнее и разнообразнее биографий неизвестных людей, особенно там, где пет двух человек, связанных одной общей идеей, где всякий молодец развивается на свой образец, без задней мысли - куда вынесет! Если б можно было, я составил бы биографический словарь, по азбучному порядку, всех, например, бреющих бороду, сначала; для краткости можно бы выпустить жизнеописания ученых, литераторов, художников, отличившихся воинов, государственных людей, вообще людей, занятых общими интересами: их жизнь однообразна, скучна; успехи, таланты, гонения, рукоплескания, кабинетная жизнь или жизнь вне дома, смерть на полдороге, бедность в старости, - ничего своего, а все принадлежащее эпохе. Вот поэтому-то- я нисколько не избегаю биографических отступлений: они раскрывают всю роскошь мироздания.
Ничто в мире не портит так человека, как жизнь в провинции.