Сон или явь? Компьютерная игра или реальность? Историческая правда или художественный вымысел? В книге Антона Скрипца «Московит: Игра на выживание» эти вопросы не назойливым, но лейтмотивным рефреном звучат в ушах читателя. Классическая структура «попаднства» - переноса литературного героя во времени — это отличный пролог, затравка, аперитив. Но не главное блюдо, что отличает произведение от многих сотен подобных текстов в данном жанре.
Конечно, «попаданец» Денис Насонов — тестировщик компьютерных реальностей - выделяется среди окружающих его героев XVI века, но посреди текста «заморские» или «сумасшедшие» речи его теряются в поступках, достойных московского мужа тех лихих годин.
Книга дарит читателю натуральный эффект, сравни с современным VR-погружением. Перелистывая страницу, иногда хочется отогнать от себя мух, про которых только что прочитал или почесать место после удара розгами. Ироничный, саркастичный, почти язвительный по отношению к различным ситуациями книги, слог Антона Скрипца открывался ещё в первой книге автора - «Пулемёт для витязя». В «Московите» талант погружения в историческую эпоху, въедливая манера автора втянуть в текст речь тех лет, раскрывается ещё больше. Иногда кажется, что слова из современности от главного героя — это стремление автора переместиться туда, подсмотреть за их реакцией на человека XXI века.
Конечно, любая литература — это писательский кабинет препарирования реальности и прошлого с табличкой «Не входить». Но книга А. Скрипца заставляет вспомнить параграфы учебника истории Древней Руси, которую незаслуженно быстро и чуть небрежно вкладывают в голову учеников средней школы. Так что «Московит» - это неплохой способ вспомнить, что творилось в краях Великой России в полусмутное время племенной распутицы и постоянных столкновений. Есть в книге и щепотка исторической альтернативы, потому что под маленькой княжной есть шанс прочитать Елену Глинскую — мать Ивана Грозного и его регентша на период малолетства. А что если, а вдруг!? Вечный сюжет не только для литературы, но и для личных раздумий о судьбе страны.
«Московит: Игра на выживание» - это отличное роуд-муви, выражаясь кинематографическим языком. Но с элементами триллера. Не скроем, довольно кровавого, но какое то было время? Хотя неужто даже во времена современников Дениса Насонова оно более травоядное? Или же и в нашей жизни, как и на страницах «Московита» Антона Скрипца, нет светлых и по-своему праведных людей с неприятными ярлыками или же князей в белых одеждах, но с отвратительными поступками?
Книга отлично трансформируется из одной интриги в другую. Сюжет перестаёт быть линейным, повествование становится объёмным — у всех главных участников книги появляются собственные поводы поступать так, а не иначе. Их поступки обусловлены сложным внутренним миром, важная частичка которого открыта писателем аудитории книги.
Довольно неожиданно было считать в произведении исторически-фантазийного жанра сразу две любовные линии — любви приобретённой и любви безусловной. Если под первой мы подразумеваем классические чувства, вспыхнувшие между двумя людьми, то под второй мы говорим, конечно, о семейных узах. Которым, судя по «Московиту», не страшны ни годы расставания, ни тысячи вёрст.
Вторая опубликованная книга Антона Скрипца имеет полуоткрытый, довольно неожиданный финал. А это даёт надежду на продолжение, потому что расставаться с героями было непросто, а исторических событий сразу после последней страницы было немало!
5 баллов, обязательно к прочтению!
Arvustused
2