В принципе, я давно знал, что самоубийц нельзя отпевать в церкви и хоронить на кладбище только за оградой. Однако существовали и другие обычаи, о которых я не знал. То что за них нельзя подавать нищим, что молиться за них можно один день в году, а за упокой души можно лишь кормить птиц. Вот так вот...
Maht 6 lehekülgi
В сарае
Совсем не веселый рассказ.Зарисовка с натуры, без выдумки. Внимательный взгляд автора замечает все явления жизни.
Вечером ,компания дворовых мужиков увлечена карточной игрой в сарае. Среди взрослых ,подросток,внук одного из них. Игра прерывается звонком,сторож идет открывать ворота.Это уезжают врачи ,которым не удалось спасти барина,выстрелившего в себя.Рядом во флигеле покойник.Настроение у людей меняется.Каждый из картежников перебирает в памяти общение с умершим. Вспоминают о его доброте и приветливости. Заходят разговоры о смерти и самоубийстве,самом тяжком грехе. Рассказываются страшилки ,о не знающих покоя самоубийцах. Раздумья на тему неизбежности конца, мрачные истории,вселяют в людей страх. Особенно впечатлен мальчик,возможно, впервые так близко столкнувшийся с сакральным таинством. Что его испугало,барин самоубийца или жуткие байки? Смерть - завершающий этап жизни,каждого из нас. Страшно.
Чем-то напоминает наши пионерлагерное детство, когда после отбоя мы рассказывали в полной темноте страшные рассказики про «черную руку», «гроб на колёсиках», «красные перчатки», «черное пианино». Особенно страшная про «черные розы» – «У одной мамы был день рождения. Папа ушел на работу. Мама и бабушка с внучкой пошли покупать розы. Мама сказала, что нужны белые и красные розы. Но бабушка предложила купить черные. Внучка поспорила с бабушкой, но все-таки купили черные. Пришли домой, поставили розы в воду, легли спать. В 12 часов ночи из цветов полезла рука и стала душить девочку. Так продолжалось три ночи. Родители видят, что девочка стала худеть. Тогда отец решил лечь вместе с дочерью и взял с собой топор. В 12 часов полезла рука. Отец отрубил на этой руке мизинец. Утром бабушка стала резать хлеб, и все увидели, что у нее нет мизинца» (FELBERT). У Чехова в небольшом рассказе и самоубийство барина, и страшная история по сына барыни-генеральши, которую рассказал старик Никандр. Конечно, перед ночью услышать, как самоубийца, похороненный не за оградой, «всю ночь под церковью воет", пугая сторожей, было очень страшно для малолетнего внук кучера Алёшки. Вот он и перепугался – «Я в деревню хочу... - продолжал внук, всхлипывая и дрожа всем телом. - Дед, поедем в деревню к мамке; поедем, дед, милый, бог тебе за это пошлет царство небесное...» И мы в детстве сильно пугались страшилок. Но наступало утро, и все страхи растворялись.
Фраза – «Мне тут страшно... и-и, как страшно! И зачем ты, окаянный, меня из деревни выписал?» Прочитано в рамках марафона «Все рассказы Чехова» # 081
Непонятное ощущение от рассказа. Наверно потому, что мне неизвестна игра в «короли». Мальчику конечно, как и многим, в детстве, хочется в привычную обстановку. Поневоле вспоминается свое детство, и при стрессах, обидах, хочется прижаться к материнскому подолу, что сразу дает защищенность, уют и спокойствие.
И, кроме, того писатель заставляет задуматься, а как мы реагируем на беды и радости другого человека, насколько свойственно нам сострадать или быть равнодушными. То есть – бодрствует наша душа или спит непробудным сном?
Jätke arvustus
Arvustused
4