Maht 250 lehekülgi
1988 aasta
Отягощенные злом, или Сорок лет спустя
Raamatust
«Две рукописи лежали передо мной, когда я принял окончательное решение писать эту книгу.
Решение мое само по себе никаких объяснений не требует. Сейчас, когда имя Георгия Анатольевича Носова всплыло из небытия, и даже не всплыло, а словно бы взорвалось вдруг, сделавшись в одночасье едва ли не первым в списке носителей идей нашего века; когда вокруг этого имени пошли наворачивать небылицы люди, никогда не говорившие с Учителем и даже никогда не видевшие его; когда некоторые из его учеников принялись суетливо и небескорыстно сооружать некий новейший миф вместо того, чтобы просто рассказать то, что было на самом деле, – сейчас полезность и своевременность моего решения представляются очевидными…»
Žanrid ja sildid
Они умели «бумагу марать» как немногие до них, и никто после. Они рисовали коммунизм таким, что в нем хотелось жить, несмотря на галактическое КГБ – КОМКОН. Они писали так, что я это ВИДЕЛ. «Трудно быть богом» – не просто шедевр. Это вершина, а «с вершины все пути ведут вниз» (Ze szczytu wszystkie drogi wiodą w dół – Станислав Лем)... И тут, казалось бы, на закате, на излете – «О, Саджах!»
Эти несколько страничек о любви, которая всё – и политика, и религия, и магия, и кровь на горячем песке, сделали бы братьев Стругацких ВЕЛИКИМИ РУССКИМИ ПИСАТЕЛЯМИ, даже если бы они ничего больше не написали.
Всё-таки великие книги потому и великие, что ещё в школьном возрасте, когда не понимаешь половины написанного, они смутно цепляют, будоражат на каком-то моторном уровне. «Отягощённых злом» впервые прочла в подшивке журнала «Юность», многое в тексте тогда показалось туманным и недосказанным. Сейчас понимаю, что журнальный вариант был ещё и сокращённым, цензурованным, отдельные места тогда просто не могли быть опубликованы в настоящем виде. Охватив взглядом целое, осознаёшь, из-за чего на АБС так обиделся мэтр фантастоведения А.Ф. Бритиков – вместо того, чтобы сидеть в гетто звездолётов и бластеров и требовать, чтобы всё написанное про звездолёты и бластеры политкорректно признали «тоже настоящей литературой», братья принялись искать новый способ письма, шагнули в пространство, где литература делится не по теме, а единственно по тому, заставляет ли она мыслить.
Да, книгу справедливо ставят в один ряд с «Мастером и Маргаритой» – но это ни разу не подражание Булгакову, это совершенно самостоятельный текст. В конце концов, Булгаков писал про реальность 1930-х годов, а АБС – про нас нынешних. Да, именно про нас нынешних – настолько пророческой получилась книга. Предсказания Стругацких на начало 21-го века сбылись с пугающей точностью, причём на 20 лет раньше, чем написано в книге (действие происходит в 2030-е годы). Они предвидели даже дауншифтинг, не говоря уже о медийных войнах и массовой истерии.
Из всех произведений авторов это для меня стоит особняком, примерно как "Мастер и Маргарита" у Булгакова и "Москва-Петушки" у Ерофеева. Попытка переосмыслить Евангельский сюжет в свете личного опыта и кругозора авторов - задача нелегкая, в решение которой необходимо вложить весь собственный жизненный путь. У Стругацких это получилось на отлично. Можно не соглашаться со всеми их выводами, но им не откажешь в свежести и актуальности взгляда. Как и почти каждая социальная фантастика авторов, книга будет интересна широкому кругу читателей. Отдельный интерес она представляет для социологов, теологов и религиоведов.
Чтобы понять текст, мало воспользоваться предоставленными в книге сносками, придется погуглить – но это полезно. И в качестве расширения словарного запаса и с целью получения новых знаний.
И это кроме прекрасного стиля и содержания.
Книгу начинал читать в детстве… не понял и бросил. Сейчас ее время пришло.
Интересно читать на гонения, на суб культуру, (панки, рокеры, любира и т.п). Главное что это все было и будет, всегда и везде. Люди всегда будут одинаковые.
«Каждый человек – человек, пока он поступками своими не доказал обратного», –
Да, воистину: самые убедительные наши победы мы одерживаем над воображаемым противником.
человек разумный – это не всегда разумный человек… хомо сапиенс – это возможность думать, но не всегда способность думать…
Все-таки это довольно нелепая ситуация – ты говоришь: «Так делать нельзя», а когда тебя спрашивают: «А как нужно?», – ты отвечаешь: «Не знаю». В конце концов Иван угрюмо
Потом они опомнятся, им сделается непереносимо стыдно, и чтобы спасти свою совесть от этого стыда, они дружно примутся оправдывать себя друг перед другом и в конце концов эту самую позорную страницу своей жизни они представят себе как самую героическую и, значит, изувечат свою психику на всю оставшуюся жизнь
Arvustused, 9 arvustust9