Tasuta

Основы православного нравственного учения

Tekst
Autor:
0
Arvustused
Märgi loetuks
Основы православного нравственного учения
Audio
Основы православного нравственного учения
Audioraamat
Loeb Искусственный интеллект Ivan
1,73
Sünkroonitud tekstiga
Lisateave
Audio
Основы православного вероучения
Audioraamat
Loeb Искусственный интеллект Ivan
1,73
Lisateave
Audio
Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви
Audioraamat
Loeb Искусственный интеллект Ivan
2,70
Lisateave
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

В просительной молитве человек призывает помощь Божию в своих усилиях, направленных на удовлетворение своих нужд – не только временных житейских, но и духовных, связанных с достижением вечного спасения. Господь Иисус Христос обещает: «Говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк. 11:24). В то же время нельзя ожидать от Бога исполнения таких просьб, в которых просимое не способствует спасению, но, наоборот, от него отдаляет. Молитвенное прошение христианина должно иметь целью прежде всего исполнение воли Божией.

В ходатайственной молитве человек выступает просителем не за себя, а за других людей, призывая на них милость и благодать Божию. Христианин совершает молитву о своих близких, о духовных наставниках и других членах Церкви, о своих благодетелях и врагах, а также о всяком человеке, о котором проявляет духовную заботу. Кроме того, христианин молитвенно ходатайствует об усопших, испрашивая им милости Божией и Царства Небесного[123].

Господь заповедует Своим ученикам: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).

Лишь ищущий находит, и двери открывают стучащему. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что означает слово «стучите»: к Богу следует приступать с рвением и горячим сердцем. Обращающийся к Богу с молитвой должен соблюдать два правила: «первое – чтобы просить усиленно; второе – чтобы просить должного». Ведь и отец, когда его просят дети о бесполезном, отказывает им, но дает, когда просят полезного[124]. По слову святителя, Господь «говорит, что не самим только должно стараться, но и свыше призывать помощь, которая непременно придет, и предстанет, и облегчит наши подвиги, и все сделает для нас легким. Потому и просить повелел, и обещал исполнение прошения. Впрочем, не просто повелел просить, но с великим тщанием и усилием, что и выражается словом "ищите". В самом деле, кто ищет, тот, выбросив все из своих мыслей, напрягает свое внимание только к тому, чего ищет, и ни о чем настоящем не помышляет»[125].

Господь Иисус Христос заповедал Своим ученикам совершать молитву, которая стала главным христианским молитвословием.

Она получила название Молитвы Господней, или «Отче наш» (по ее первым словам). Она содержится в Евангелии (Мф. 6:9-13; Лк. 11:2–4):

Отче наш, Иже еси на небесе!

Да святится имя Твое,

Да приидет царствие Твое,

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь,

И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим,

И не введи нас во искушение,

Но избави нас от лукавого.

Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки.

Аминь.

Отец наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

Да придет Царствие Твое;

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши,

как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Аминь.

.

«Отче наш, Иже еси на небесех»

Бог является Небесным Отцом всех людей. Сотворив человека по Своему образу, Бог осуществляет отеческое попечение о его жизни во времени и в вечности. Господь Иисус Христос выразил это отношение Бога к человеку в притче о блудном сыне, которого отец принял и полностью простил после его раскаяния (Лк. 15:11–32).

Человек отпал от Бога вследствие грехопадения, однако через веру во Христа, Сына Божия, ставшего Человеком, христиане, по слову апостола, «приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:15–16).

Обращаясь к Богу как к своему Отцу, христиане исповедуют равенство и общность всех людей перед Богом, а также единство Церкви как Тела Христова, членами которого они являются.

«Да святится имя Твое»

Этими словами Бог молитвенно прославляется как Святой в высшем смысле этого слова, ибо один только Бог благ (Мф. 19:17) и свят (Откр. 15:4)[126]. Прославляя превосходящую человеческое понимание святость Божию, христианин выражает свое стремление к достижению возможной для него святости, следуя Божественной заповеди (Лев. 19:2; ср.: 1 Пет. 1:16).

Имя Божие свято само по себе: человеческая молитва не может прибавить ему святость. Святитель Григорий Нисский задает вопрос: «Если не будет это мною сказано, неужели возможно имени Божьему не быть святым?»[127]. Выражение «да святится» следует понимать в том смысле, что имя Божие должно святиться, или прославляться в людях, в христианской общине. По словам священномученика Киприана Карфагенского, «мы просим у Него, чтобы Его имя святилось в нас»[128]. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Да святится – значит "да прославится". Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашей жизнью»[129].

«Да приидет Царствие Твое»

В этом прошении Молитвы Господней имеется в виду то Царство Божие (или Царство Небесное), о котором многократно говорится в Евангелии. Господь Иисус Христос в Своих притчах сравнивает его с сокровищем, ради покупки которого человек должен продать все, что имеет (Мф. 19:21); с горчичным зерном, из которого вырастает огромное дерево; с закваской, благодаря которой вскисает все тесто (Лк. 13:18–21).

Царство Божие «приблизилось» с пришествием Христа Спасителя (Мф. 4:17); оно – «не от мира сего» (Ин. 18:36). Царство Божие – это новое, благодатное состояние учеников и последователей Христовых, по слову Спасителя: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Апостол говорит, что «Царство Божие – не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).

Обращаясь с этим молитвенным воззванием к Богу, христианин выражает свою готовность и стремление к тому, чтобы Бог духовно царствовал в его жизни, а также в жизни христиан и всего человеческого сообщества.

«Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»

Этими словами христианин выражает свою веру в то, что следование воле Божией является для него высшим благом. Исполняя волю Божию, выраженную в Божественных заповедях, человек способствует установлению на земле такого жизненного устроения, которое находится в согласии с вечным бытием Триединого Бога.

Воля Божия совершается на небе, то есть в ангельском мире. Христианин молится о том, чтобы она совершалась также на земле, в человеческом сообществе.

Высшим образцом молитвы, которая выражает послушание воле Божией, является молитва Господа Иисуса Христа в Гефсиманском саду перед Его Крестным подвигом: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:36).

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

Прошение о хлебе насущном напоминает о том, что мир является творением Божиим, а человек лишь пользуется благами мира как Божественным даром (Быт. 1:26–28). Испрашивая у Бога необходимое для своего повседневного существования, христианин тем самым выражает веру в Промысл Божий и возлагает упование на помощь Божию в трудах.

Согласно святоотеческому толкованию[130], в этом прошении Молитвы Господней имеется в виду не только хлеб как символ физической пищи, но также и хлеб таинства Евхаристии[131], согласно словам Самого Господа: «Я – хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51).

 

«И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим»

В этом прошении «долгами» названы грехи человека перед Богом. Испрашивая прощения своих долгов, христианин признает свои греховные деяния и приносит в них покаяние, уповая на милосердие Божие.

В то же время прощение грехов кающемуся ставится в прямую зависимость от того, прощает ли он сам своих должников. Господь Иисус Христос выразил эту истину в словах, которые произнес после того, как преподал ученикам молитву «Отче наш»: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15). Господь заповедал: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11:25).

«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго»

В первой части этого прошения молящийся просит Бога избавить его от таких состояний и обстоятельств, которые соблазняют его на совершение греха. Тем самым христианин выражает решимость противостоять искушению, призывая на помощь Бога.

Господь говорит: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Апостол наставляет: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:13–14).

Человек испытывает искушение совершить грех под действием греховных страстей, но также и по диавольскому наущению. Поэтому во второй части прошения молящийся просит Бога защитить его не только от зла, действующего в мире и в человеке, но и от «лукавого»[132], то есть диавола.

«Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»

В этих словах, которыми завершается Молитва Господня[133], кратко выражена христианская вера в Бога как всемогущего Небесного Царя – Творца, Промыслителя и Спасителя мира и человека, Которому подобает вечное прославление. Древнееврейское слово «аминь» означает «верно; да будет так» и обычно завершает всякую молитву, личную и церковную. Этим словом молящийся подтверждает все сказанное ранее в своем молитвенном обращении к Богу.

В Православной Церкви заключительное славословие опускается при произнесении молитвы «Отче наш» мирянином. В церковном богослужении Молитва Господня завершается словами «Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь», которые произносит священнослужитель. Таким образом, обращаясь словами Молитвы Господней к Богу как Небесному Отцу, Церковь исповедует и прославляет Триединого Бога – Отца, Сына и Святого Духа.

Церковные молитвы могут быть обращены как к одному из Лиц Святой Троицы, так и к Триединому Богу.

Во время общественного богослужения и в личной молитве христиане многократно прославляют Единого в Троице Бога (в славословии «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков»), а также обращаются к Нему в молитвах: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» (здесь каждое прошение обращено к одному из Лиц Святой Троицы) и «Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша Имени Твоего ради» (первое прошение этой молитвы обращено к Триединому Богу, дальнейшие прошения – к каждому из трех Лиц в отдельности).

К Богу Отцу обращена молитва «Отче наш», а также евхаристические молитвы Божественной литургии. Совершая эти молитвы, христиане духовно соединяются со Христом, Сыном Божиим и Сыном Человеческим, сказавшим ученикам после Своего воскресения: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Обращаясь к Отцу во Христе, верующие исповедуют божественное единство Отца и Сына, Которого Отец послал в мир, и уповают на обетование Господне: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:13).

Вознося молитву Господу Иисусу Христу, христиане обращаются к Богу Сыну, Который ради спасения человеческого рода стал Человеком, пребывая в единстве с Богом Отцом и Богом Духом Святым. Церковь молится Христу как Богочеловеку, примирившему творение с Творцом, и как Главе основанной Им Церкви, которая есть Его Тело. К Господу Иисусу Христу обращены многие литургические молитвы[134], а также личные молитвы христиан, среди которых наиболее распространенной является краткая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»[135].

К Богу Духу Святому обращена, в частности, молитва «Царю Небесный», которую христиане произносят в начале церковных богослужений и частного молитвенного правила, а также перед тем, как приступить к делу, требующему особого содействия Божия. В этой молитве Святой Дух именуется Небесным Царем, ибо Царство Божие есть Царство Триединого Бога, а также Утешителем и Духом истины – по слову Христа: «Приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне» (Ин. 15:26; 14:26). К Духу Святому обращены также церковные молитвы, совершаемые в праздник Пятидесятницы – Схождения Святого Духа на апостолов[136].

Молитвенное обращение к одному из Лиц Святой Троицы одновременно является обращением к Триединому Богу, ибо Божественные Ипостаси единосущны, то есть едины по Своей Божественной природе.

123См.: Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви. Глава 6. § 10.
124Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея. 23. 4.
125Там же. 23. 4.
126О святости Бога см.: Основы православного вероучения. Глава 3. § 4.
127Григорий Нисский, свт. О Молитве Господней. 3.
128Киприан Карфагенский, сщмч. О Молитве Господней. 12.
129Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея. 19. 4.
130См. например: Киприан Карфагенский, сщмч. О Молитве Господней. 22.
131О таинстве Евхаристии см.: Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви. Глава 6. § 4.
132Этим словом в славянском и русском тексте Евангелия передано греч. poneros, что означает «дурной, злой, испорченный».
133В Евангелии от Матфея.
134См.: Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви. Глава 6, § 4.
135См. ниже.
136См.: Основы канонического устройства и литургической жизни Православной П, еркви. Глава 5. § 4.