Tasuta

Беседы души с Богом

Tekst
1
Arvustused
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

ГЛАВА 19

Все для человека, чтобы весь человек был для Тебя.

«Всё положил под ноги» человеку (Пс.8:7), чтобы один человек весь был покорен Тебе. И чтобы Твоим был весь человек, поставлен он господином над всем Твоим. Все внешнее сотворил Ты для тела, тело же для души, и душу для Тебя, чтобы Тобою одним занималась она, и Тебя одного любила, Тобою обладая в утешение себе, а всем низшим на служение себе. Ибо что ни заключается в окружности небес, все это ниже души человеческой, которая сотворена обладать горе верховным благом, и, обладая оным, блаженствовать; потому что, прилепившись к нему, и став выше потребности во всем низшем и изменяемому вместе с бессмертием насладится она и вечностью высочайшего величия, которому старается уподобляться. А тогда, в дому Господнем, насладится и теми совершенными благами, в сравнении с которыми видимое нами здесь вменится как бы ни во что. Это- те блага, которые «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). И сии-то блага, Господи, дашь Ты душе, ежедневно радуя ими души рабов Твоих, Всещедрый! И что дивлюсь сему, Господи Боже мой? Сим чествуешь Ты образ Твой и подобие Твое, по которому созданы они, ибо и телу нашему, хотя оно тленно и презренно, чтобы оно видело, дал Ты светлость небесную, рукою неутомимых служителей Твоих-солнца и луны, которые по повеленью Твоему день и ночь непрестанно служат чадам Твоим; и чтобы оно дышало, даровал чистоту воздушную; и чтобы слышало, дал разнообразие звуков; и чтобы обоняло- приятность запахов; и чтобы вкушало-различие вкусов; и чтобы осязало, дал дебелость всем телам. В пособие нуждам его, дал Ты ему вьючных животных, а птиц небесных, рыб морских и плоды земные расточил для питания его, произвел врачевство из земли для каждого, какого бы то ни было, повреждения в теле, уготовал утешение, облегчающее во всяком злострадании; ибо Ты милосерд, и милостив, и знаешь скудельный состав наш; Ты-Скудельник наш, а мы все как брение в руке Твоей.

ГЛАВА 20

Если здесь много благ: то каково будет там?

Вот открыто мне Твое великое милосердие; но умоляю Тебя, еще просвети светом Твоим, чтобы открылось оно еще больше; ибо из сего малого уразумеем мы великое; и из сего видимого-невидимое Твое, Господи Боже, святый и благий Творец наш. Если для сего тела презренного и тленного являешь Ты, Господи мой, столько великих и неисчислимых благодеяний, посылая их с неба и из воздуха, из земли и моря, во свете и тьме, в теплоте и тени, в росе и дожде, в ветрах и инеях, в птицах и рыбах, в зверях и деревах, во множестве трав и злаков земных, и в служении всех тварей Твоих, из которых каждая во время свое, и одна за другою, оказывают нам услуги в облегчение нашего горестного состояния; то каковы же, как велики и неисчислимы будут те блага, которые уготовал Ты любящим Тебя в оном небесном отечестве, где узрим Тебя лицом к лицу? Если так поступаешь с нами, заключенными в темнице; что сотворишь с нами в чертоге Твоем? Велики и неисчетны дела Твои, Господи Царь небесный! Ибо если так прекрасно и приятно даже все то, что в равной мере даешь Ты в общее употребление и добрым и злым; то каковы же будут те блага, которые соблюдаешь одним добрым? Если так неисчислимы и разнообразны дары Твои, которыми ныне равно наделяешь и присных Твоих и врагов; то как велики и неисчислимы, как сладостны и приятны будут те дары, которыми ущедришь Ты одних присных Твоих? Если столько утешений в этот день плача, то сколько подашь в день брака? Если столько приятностей имеет темница; то сколько имеет их отечество? «Глаз не видал другого», Боже, «кроме Тебя» (Ис. 64:4), «что приготовил Бог любящим Его». По великому множеству велелепия Твоего, и «много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя» (Пс.30:20).

«Велик Господь», Боже мой, и не измерим, «и величие Его неисследимо» (Пс. 144:3); нет числа премудрости Твоей, нет меры щедротам Твоим; нет ни конца, ни числа, ни меры воздаянию Твоему. Но как Сам Ты велик, так велики и дары Твои; потому что Ты Сам – награда и дар истинным Твоим подвижникам.

ГЛАВА 21

Сладость души моей! не хочу иных утешений кроме Тебя!

Таковы великие благодеяния Твои, Господи Боже, которыми восполняешь Ты скудость алчущих сынов Твоих; потому что Ты соделался надеждою отчаянных и утешением безутешных; Ты-венец надежды, украшенный славою, уготованный побеждающим; Ты – вечное насыщение томимых гладом, подавае-мое алчущим; Ты-вечное утешение, удаляющее Себя тем одним, которые ради Твоего утешения пренебрегают утешением мира сего. Ибо утешающиеся здесь недостойны Твоего утешения; скорбящие же здесь бывают утешены Тобою, и причастные страданий делаются причастниками и утешений. Никто не может утешаться и в том и в другом веке; кто радуется здесь, не может радоваться и в будущей жизни: необходимо надобно погубить одно утешение тому, кто хочет обладать другим. Помышляя о сем, Господи, Утешитель мой, отрекаюсь от утешений души своей в сей жизни, чтобы соделалась она достойною вечных Твоих утешений. Ибо справедливость требует утратить Тебя тому, кто ищет себе утешения более в чем-нибудь другом, нежели в Тебе. И Тобою Самим умоляю Тебя, Господи, высочайшая истина, не попусти мне утешаться каким-нибудь суетным утешением, а не Тобой. Пусть все будет для меня горьким, чтобы душе моей казался сладостным Ты один, неоцененная сладость, которою услаждается всякая горечь. Сладость Твоя усладила Стефану метаемые в него камни; сладость Твоя Лаврентию соделала сладостного разжженную сковороду. Ради сладости Твоей Апостолы «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян.5:41). Надежно и радостно шел Андрей на крест, потому что спешил к сла-дости Твоей. Сия-то сладость так наполнила верховных Твоих Апостолов, что ради нее один возжелал стремглав быть распятым на кресте, а другой не убоялся подклонить главу свою под меч.

Чтобы купить сию сладость, Варфоломей отдал собственную кожу свою. Чтобы вкусить ее, Иоанн бестрепетно испил яд. А когда вкусил ее Петр, тогда забыв все низшее, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи» (Мф.17:4); здесь останемся; Тебя будем созерцать, потому что ни в чем другом не имеем нужды; довольно нам, потому что Тебя видим, Господи, довольно, потому что насыщаемся такою сладостью. Одну каплю сладости Твоей вкусил Петр, и омерзела ему всякая другая сладость.

Что же сказал бы он, если бы вкусил великое оное множество сладости Божества Твоего, какое «хранишь для боящихся Тебя»? Сей-то неизреченной сладости Твоей вкусила и оная дева Агафья, о которой читаем, что, радуясь и торжествуя, шла она в темницу, как бы призванная на пир. Сей-то сладости, думаю, вкусил и тот, кто сказал: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя» (Пс.30:20); кто и других увещевал: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс.33:9). Сия то сладость есть оное блаженство, Господи Боже наш, которое, как ожидаем, даруешь нам, ради которого непрестанно воинствуем у Тебя, Господи, ради которого «умерщвляемся весь день» (Пс.43:23), чтобы жить в Твоей жизни.