Мне 50 с хвостиком и я всегда был англофилом. Очень много читал в школьные годы и в юности - исторические романы, еще раньше приключенческие с креном в Вальтера Скотта и Стивенсона, потом наоборот больше фантастику - Брэдбери, Гаррисон, Шекли, Саймак... Ну вы понимаете. А советскую литературу наоборот пропустил. Русскую классику еще кое-как по диагонали в школе, но из советского только "особенное" - такое, как Булгаков, Ильф и Петров, Стругацкие. Это еще были времена книжного дифицита, мы испытывали жажду и алчность. Но книги о войне не будоражили душу, не будили сильные чувства. Не возникало желание хватать их, нести куда-то и скорее прочитывать.
И вот, спустя пол века я кажется немного подрос, повзрослел что ли... и открыл для себя советского писателя Бориса Васильева. Сказать, что прочитанное произвело на меня глубочайшее впечатление - все равно, что не сказать ничего. Сюжеты повестей А зори здесь тихие… Завтра была война. Аты-баты, шли солдаты уже недели не идут из головы. Да и не только в сюжетах дело. Персонажи этих книг будто стали частью моей личной истории, как родственники или знакомые, которые то ли были у тебя, то ли кто-то о них рассказывал. Кажется, что если покопаться в семейных фото архивах, непременно найдешь их всех.
И еще этот эффект переноса в другое время, в другую цивилизацию - такую знакомую, родную и далекую в то же время. Вот же она оказывается - жива. Потому что есть эти книги и есть я - тот, кто способен прочесть их и так крепко прочувствовать всем сердцем!
Я постоянно думаю о себе, своей жизни и обо всех нас теперешних; пытаюсь представить себя там - на полях Великой Отечественной. Ищу слова, чтобы рассказать об этих книгах моей дорогой подруге и жене. Она немка и сама прочесть их не сможет. Но я рассказываю, как умею. Еще я думаю о том, что значит быть "русским", ну или "пост-советским". Мне кажется, что это знание или скорее осознание снова становится важным и актуальным в нашем турбулентном мире. Ведь если бы оно не было местами утрачено, не было бы Украинской трагедии. Такого просто не могло бы произойти.
Да, рецензировать эти произведения я не возьмусь. Интересно, что отзывов-то и нет почти - мой второй. Скажу лишь, что эта книга может оставить глубочайший след, поможет многое переосмыслить и понять. Многое такое, что важно понимать именно сегодня. Сейчас. И потом - это красиво!
Arvustused
3