Maht 150 lehekülgi
1970 aasta
Офицеры
Raamatust
«…Последние Святки царской России. Уже всем надоела бессмысленная и жестокая война, не прекращается поток беженцев с запада и юга, уже начались очереди, и многие недоедают, но никто пока не знает, что эти Святки – последние, что через два месяца отречется Государь и Россия станет республикой. И может быть, поэтому веселье сегодня такое по-русски бесшабашное и такое по-русски горькое. Даже отчаяние в России пока еще отчаянно веселое…»
Удивительная книга, я и не подозревала, что существует эта книга. А фильм всегда смотрю, сколько бы раз его не показывали.
Ощущение от книги – слезы на глазах постоянно. Пронзительно все написано, читается на одном вздохе, отложила все дела и взахлеб читала. И буду еще перечитывать.И советую всем читать. Уж этот фильм видела практически вся страна. В книге дополнительные ситуации, и мне кажется, хорошо, что их нет в фильме.
А что может думать об этой книге правнук, внук, сын и отец офицера? На таких книгах и воспитываются поколения людей, для которых слова «Родина», «честь»– не пустые слова. Правильная книга. Честь имею.
Великолепная книга, великолепный фильм. На этом фильме росли наши мальчики, которые потом пошли через Афганистан, Чечню, Косово… Вечная слава ГЕРОЯМ! Господи, когда же в России не станет двадцатилетних вдов?!
Отличная повесть о военном времени! Прочитала на одном дыхании. Ничего лишнего, вся суть и только. Очень интересно следить за судьбами людей в такое роковое время, понимать, каково им было тогда. Это всё, несомненно, хорошо передано автором. Всем советую к прочтению!
Никогда не смотрела фильм, поэтому книга оказалась не просто интернесной, но и по-настоящему удивительной! Искренние переживания за героев! Слезы на глазах от этой книги! В книге есть всё – любовь с первого взгляда, настоящая искренняя дружба на долгие года, преданность своей Родине, война… Сложно сдерживать слезы читая то, как война уносит жизни близких людей… Но гордость за свой народ и за героев своей войны сопровождает читателя на каждой из страниц этой книги! Такие книги нужно читать! Такие книги должны читать не только взрослые, но и дети! Эта книга – история одной семьи, одной из многих, переживших войну! Фильм стоит смотреть после прочтения книги – так интересней!
— После победы я учительствовать пойду. Вот учитель — это настоящая профессия, товарищ командир эскадрона.
— А я, представьте себе, всю жизнь гордился своим делом, — комэск вздохнул. — И отец мой им гордился, и дед. Другие знатностью гордились или богатством, а мы — профессией.
— Что же это за профессия такая?
— Родину защищать. Есть такая профессия, взводный: защищать свою родину.
— Привыкнем, — беспечно улыбается Лена. — Мы еще так молоды.
— Молоды?..
Любовь Андреевна вдруг встала и вышла в другую комнату. Лена встревоженно смотрела ей вслед.
Любовь Андреевна вернулась быстро. В руках ее были две красные орденские коробочки.
— Они были моложе вас, отец и мать Ивана. Это их ордена. Этот — Егора, этот — Машеньки. Я хранила их — теперь настала твоя очередь. Придет время, и ты передашь их другой женщине: жене твоего сына. И скажешь: есть такая профессия — защищать свою родину.
Лена открыла коробочки и бережно достала из них тяжелые ордена Отечественной войны…
— Когда-то нас, жен офицеров, называли боевыми подругами, — продолжала разговор Любовь Андреевна. — Мы умели перевязать раненого, расседлать коня, набить пулеметную ленту. Конечно, сейчас другие времена, но суть осталась прежней. Ты понимаешь меня, Леночка?
— Понимаю, бабушка.
— Нет, пока не понимаешь, — грустно улыбается Любовь Андреевна. — Но надеюсь, поймешь правильно. Поймешь, почему твоего мужа будут будить среди ночи и посылать неизвестно куда. Поймешь, почему он никогда не скажет тебе, где был и что делал. Поймешь, что означает тревожный чемоданчик, который всегда будет у него под рукой и с которого дай тебе Бог всю жизнь только стирать пыль. Не думай, что так просто привыкнуть к такой жизни.
— Привыкнем, — беспечно улыбается Лена. — Мы еще так молоды.
<…>
— Они были моложе вас, отец и мать Ивана. Это их ордена. Этот — Егора, этот — Машеньки. Я хранила их — теперь настала твоя очередь. Придет время, и ты передашь их другой женщине: жене твоего сына. И скажешь: есть такая профессия — защищать свою родину.
— Зачем же вы плачете, Любовь Андреевна? — удивленно спросила Лена.
— Никакая я тебе не Андреевна. Я тебе бабка, поняла? А реву потому, что ты — дура, и мне тебя, дуру, жалко.
— Почему? — упавшим голосом спросила Лена.
— Потому что не знаешь ты их, Трофимовых этих, а я знаю. Нахлебаешься ты с ним горя, второй-то женой быть совсем невесело.
— Отчего же — второй?
— А оттого, что первая у них — армия. Чуть поманила — и упорхнул твой муженек неизвестно куда. А ты одна в подушку плакать будешь. Реветь и ждать — вот и вся радость.
— А я не боюсь ждать! — вдруг взорвалась Лена. — И не пугайте меня! А реветь все равно не буду!
— Так ведь уже ревешь.
— Это не считается. Это в последний раз.
И Лена замолчала, увидев, что Любовь Андреевна ласково улыбается ей.
— Вечная память им, — всхлипнула хозяйка. — Лесу в России не хватит, чтоб каждому крест поставить.
Arvustused, 17 arvustust17