Сначала скажу несколько слов об авторе этой интереснейшей книги. Чезаре Ломброзо – врач-психиатр, разработавший новое направление в криминологии. Учёный утверждал, что изучать нужно не само преступление, а преступника, его совершившее. Ломброзо считал, что асоциальную личность можно обнаруживать методом наблюдения, так как преступник отличается от нормального человека значительными внешними (морфологическими) особенностями. Например, большой головой или неправильной формой уха (спорная гипотеза). Короче говоря, учёный считал, что преступниками рождаются (с этим мне захотелось согласиться). Чезаре Ломброзо являлся сторонником смертной казни. Он утверждал, что «преступность в крови» невозможно излечить, а люди-преступники должны уничтожаться, чтобы не нести вред обществу, причиняя увечья или убивая. В книге «Гениальность и помешательство» психиатр проводит параллель между психически нездоровыми людьми и гениями. Он приводит множество примеров, это подтверждающих. Я подозреваю, что в точке зрения Ломброзо есть большая доля правды. Но дело в том, что в этой книге много фантазий. Нельзя отнести эту книгу к научному труду, так как нет чётких подтверждений. То есть среди гениев, описанных автором, нет тех, кто бы находился на учёте в психиатрической клинике. То есть можно сделать следующий вывод: бывают случаи, когда больные люди являются талантливыми, наоборот тоже бывает, но это не закономерность, а скорее исключительные примеры. Книга написана живым, лёгким, доступным языком. Можно предположить, что каждый человек немножко сумасшедший, немножко талантливый, просто у кого-то «особенности» проявляются выразительнее, чем у основной людской массы.
Maht 374 leheküljed
1863 aasta
Гениальность и помешательство
Raamatust
Научный метод итальянского психиатра и новатора криминалистики Чезаре Ломброзо не нашел поддержки у современных ученых, однако проблема гениев и безумцев актуальности не утратила. Как современник множества выдающихся личностей – художников и писателей, ученых и правителей, – Ломброзо излагает оригинальный взгляд на окружавшую его интеллектуальную среду и предлагает множество смелых гипотез, подкрепляя каждую вполне достоверными фактами. Как историк, автор представляет кропотливо подобранные доказательства из биографий тех знаменитостей, с кем разминулся во времени.
Эта книга – приглашение к диахроническому спору о природе гения.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Прочтя эту книгу, я поняла почему в списках журнала ФОРБС в основном одни Евреи)). Оно и понятно, те кто свою многовековую мудрость передают из поколения в поколение всегда на коне. Для меня остается вопросом, где находятся те, кто передают по наследству многовековую тупость??)) в книге ответа я не нашла, но смутно догадываюсь ГДЕ.. (ответ ищите в рифме). Зато в разных интерпретациях начиталась про проявление гениальности, которая граничит с сумасбродством и безумием. Меня сразила наповал парочка примеров, как психически нездоровые люди в период обострений и припадков писали гениальные картины, научные труды, на грани истерии сочиняли поэмы впоследствии признанные шедеврами мировой культуры. Мне сразу вспомнился сосед дядя Вася страдающий графоманией, - осенью в период меланхолии он одевал на голову мотоциклетный шлем и отправлялся в воображаемый поход по двухкомнатной квартире.. и сидя у пионерского невымышленного костра, разведенного в одной из комнат писал трактат о захвате власти в России. В один из таких чудных вечеров, квартира вспыхнула как спичка и пламя распространилось за считанные секунды. К счастью для общества и к несчастью для соседей Васю в шлеме спасли пожарные, тупо выволокли на улицу и окатили из гидранта. В руках у него была нетленная рукопись, которая возможно пригодится будущим революционерам. Вот он, удел непризнанных гениев. Как говорится, -"Ничто великое в мире не совершалось без страстей". (Галилео Галилей)
К теме, затронутой в монографии Чезаре Ломброзо в 21 веке можно относится по разному: как памятнику основ судебной психиатрии, как отцу и основоположнику современной криминалистики и криминологии. В конце 19 в. и первой четверти 20 века его методики, как судебного психиатра полиция Европы использовала в поимке преступников. Сегодня небольшая часть судебных психиатров соглашаются с некоторыми утверждениями этого талантливого врача психиатра.В книге собран и обобщен огромнейший обьем информации о самых известнейших личностей, живших в Европе за 2 тысячелетия. Очень интересные и познавательные наблюдения. Существует ли грань между помешательством и гениальностью, какой линией она разделяется? Где настоящее помешательство , где чудачество, способствующее великим открытиям и просто гениальность. Ведь очень часто новейшие открытия воспринимают как фантастику или как бывает своего конкурента по науке списывают в разряд чудаков. Будет ли когда-нибудь найден код гениальности человека.
Попытался составить "круг избранных" для иллюстрации незамысловатой мысли: гениальность - частный случай невроза или же более серьезного "отклонения". Да споткнулся о само количество, превышающее предлагаемую сентенцию об "отклонении". Прочтите - получите настоящее удовольствие: каждый найдет нечто объединяющее его с одним из великих мира сего.
Методологически книга стоит в тот же ряду исследований, что и "Игра в бисер". Это и понятно: ко времени написания просто не существовало технических средств (хотя бы аппарата УЗИ, не говоря о томографах), способных заглянуть чуть глубже, чем это делали при трепанации, вивисекции и прочих принятых на то время научных процедур. Отсюда - просто потрясающая работоспособность добросовестного учёного, перелопатившего сумасшедшее количество материала. Я наивно полагал, что Мишель Фуко - безусловный лидер в разработке руды познания, но Чезаре Ломброзо едва ли ему уступит. Если не превосходит.
Используемая методология характеризуется, повторюсь, описанием огромного количества материала, относящегося к теме исследования, попыткой выведения закономерностей, обуславливающих тот или иной тип поведения. Причем учёный делает попытки установления максимально нетривиальных закономерностей. Цитата: "Сантени (Santenis) сошел с ума от радости, найдя эпитет, который тщетно приискивал долгое время". Или: " Гений раздражается всем, и что для обыкновенных людей кажется просто булавочными уколами, то при его чувствительности уже представляется ему ударом кинжала". Или: "Шестидесятилетний Линней, впавший в паралитическое и бессмысленное состояние после апоплексического удара, пробуждался от сонливости, когда его подносили к гербарию, который он прежде особенно любил".
Не являясь специалистом в данной области, бессмысленно пытаться делать некие комментарии к научной части работы, где Ломброзо перечисляет, например, симптомы сумасшествия. Или пытается вывести общие закономерности возникновения "отклонений" как неотъемлемой части субстанции под названием "гениальность". Но он четко и совершенно определенно говорит о том, что далеко не все гении были безумны, а все безумцы - гениальны. Повторюсь: выводы, которые делает ученый с мировым именем, трудно оценивать, трудно верифицировать из-за отсутствия соответствующей технической базы. Да ведь и сегодня мозг - самый таинственный орган человеческого естества.
Книгу прочесть нужно обязательно: это, если угодно, энциклопедическое издание, в которое включены личности масштаба Аристотеля, Ньютона, Гёте с их, прямо скажем, необычными поведенческими паттернами, с попыткой, на сегодняшний взгляд достаточно наивной, вывести "систему", увязывающую огромный фактический материал тысячелетних наблюдений в логически стройную и доказательную систему, способную если не предсказать гениальность, то попытаться её объяснить. К обязательному прочтению!
С трудами Ломброзо я знакома не по наслышке - профессия одного из членов моей семьи просто располагает к тому, что трудов этого автора в нашем доме достаточно и все они в почёте. Впервые именно эту книгу я открыла лет в 16 - чисто из любопытства. В силу юного возраста, не очень много поняла, да, и не до конца дочитала. Но интерес не угас, и вот, спустя 6 лет я вновь читаю "Гениальность и помешательство" и вновь пытаюсь постичь те истины, которые доносит до нас автор.
В этом труде Ломброзо, знаменитийший психиатр и исследователь, ищет связь между между гениальностью и помешательством. И в качестве подопытных - знаменитейшие, величайшие люди (к моменту написания книги уже почившие). Он пытается провести параллель, найти ту тонкую грань, которая отделяет гений от помешательства. В своих исследованиях он основывается на биографиях "подопытных", каких-то фактах и свидетельствах о их жизни, он изучает их привычки, поведение и образ мысли, и на основании этого уже строит свои доводы и предположения, выводит закономерности. Как по мне, так это очень трудная работа - перерыть столько информации, столько материалов для исследований.
Ломброзо выявляет разные закономерности, которые могли бы повлиять на гениальность и помешательство, факторы физические, психологические и так далее. На феномен гения (или же, помешательства) могли влиять как и семейные факторы, так и место рождения, например, или физическое сходство, или же, наследственность. И так далее, факторов множество. Лоброзо сделал вывод, что гениальность (в отличии от помешательства) не передается по наследству. А жаль! В своих исследованиях автор не старается свести одно к другому: гениальность к помешательству, или же, наоборот. Не всегда гений - помешанный псих, но и помешанный не всегда гениален. Конечно же, среди гениев могут быть помешанные, как и наоборот. Одно не исключает другое, но и гениальный человек может быть абсолютно адекватным, без всяких признаков помешательства (и таких много, что обнадёживает!). Фундаментальный труд достойный изучения. Когда-нибудь, я к нему еще вернусь.
Jätke arvustus
Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения — совершенно новое. Первая делает открытия и подтверждает их, вторая изобретает и создает. Талантливый человек — это стрелок, попадающий в цель, которая кажется нам труднодостижимой; гений попадает в цель, которой даже и не видно для нас. Оригинальность — в натуре гения».
Любовь есть, в сущности, не что иное, как взаимное влечение тычинок и пестиков…а мысли – простое движение молекул.
А все таки опыт есть факт.
Меланхолия, уныние, застенчивость, эгоизм — вот жестокая расплата за высшие умственные дарования.
Великие гении не могут иногда усвоить понятий, доступных самым дюжинным умам.
Arvustused
8