Maht 210 lehekülgi
Шумит, не умолкая, память-дождь…
Raamatust
«Постоянным обновлением соборного духа, <...> в форме личного опыта мысли и чувствования...» считал литературу и поэзию выдающийся русский поэт Давид Самойлов. Сгущенно-метафорический стиль поэта соединяет в себе высокое и бытовое; интонационно богатый стих мелодичен, верен классическим традициям. Эта книга – наиболее полное собрание стихотворений и поэм Давида Самойлова, в которую включены лучшие стихи из разных сборников поэта и хорошо известные поэмы. Стихотворения, подвергшиеся цензуре в советское время, восстановлены в первоначальном варианте.
Žanrid ja sildid
Поколение поэтов войны. Самойлов – один из немногих уцелевших. Спокойный, раздумчивый, глубокий. Как хорошо перечитывать его строки, не торопясь, вдумываясь в каждое слово, будучи уверенным, что тут тебя не обманут и не подсунут яркую фальшивку вместо поэзии.
Из прочитанных мной в этом году поэтов Самойлов, безусловно, мне больше всего понравился. Некоторые страницы сборника впечатляли очень сильно, примерно как когда-то Евтушенко. Очень мастеровитый поэт, очень богатый русский язык, правда, в первой трети сборника отвлекали непривычные размеры и ритмы, но в целом - очень, очень, очень. Такую книгу я бы, пожалуй, купил и в бумажном варианте, чтобы многократно перечитывать избранные страницы.
Да, кстати, пару слов о том, как я вышел на этого автора. Лилианна Лунгина училась с Давидом в одном классе и в своей книге "Подстрочник" называет Самойлова самым сильным поэтом своего поколения. Биография Лунгиной мне очень понравилась, стихи я стараюсь в месяц по книжке проглатывать, поэтому естественным образом очередным поэтическим сборником в моей череде чтения стал именно этот. У меня часто так бывает: книжки выстраиваются в цепочки, так читать еще интереснее. 9/10.
Стихи Давида Самойлова это пример такой лирики, которая не нуждается в красивых позах, громких фразах и бурных страстях. Она тиха и в то же время эмоциональна и выразительна. В качестве подобных примеров можно вспомнить Александра Кушнера и Константина Арбенина. У Арбенина и вовсе ощущается некая преемственность с Самойловым. Ещё есть Юрий Левитанский, но его я пока что не читал...
Заглавное стихотворение сборника я услышала в детстве, в телефильме «Ольга Сергеевна» режиссёра Александра Прошкина. Поразила метафора «память-дождь», «память – снег»…
С большим интересом поэтому открыла этот сборник. Удивительные стихи Давида Самойлова, кинематографичные, я бы сказала. Читаешь, и перед глазами предстают картины, как в кино: играет маленький оркестр из двух музыкантов, болеет маленький мальчик, люди расстаются и расстаться не могут, идёт дождь, облетают листья с деревьев, сыплет снег и тает на ладонях…
Но большинство стихотворений – о войне. Неизгладимый след в памяти народной и памяти поэта:
"Если вычеркнуть войну,
Что останется? Не густо.
Небогатое искусство
Бередить свою вину…"
Это к 40-летию начала войны. Вина, что выжил, когда товарищи погибли, разумеется
"…Ведь из наших сорока
Было лишь четыре года,
Где нежданная свобода
Нам, как смерть, была сладка…"
Свобода отдать жизнь за Родину. Спасибо им! Навсегда.
И спасибо ЛитРес за возможность прочтения и очищения…
В наградах и ранах — Штык да сума — В шинелишке драной Он входит в дома. И славная баба Безоговорочно Признает хозяином Запах махорочный. «Быть может, и мой так по свету скитается!» — Подумает бедная и запечалится. …Озябшие птицы кричат на ветле, Туманы заколобродили. И мнится солдату: он снова в тепле, Он – дома, он снова на родине. Он снова в уютном и теплом Дому, где живет постоянство… А там, за темными стеклами, — Неприбранное пространство. А там, за темными стеклами, — Россия с войною, с бедою; И трупы с слепыми глазами, Залитыми водою; И мельницы, как пугала, Закутанные в рогожи; И где-то родимый угол,
Он устал… Иных давно уж нет… Камни у разбитого Рейхстага… В тишину, как лекарь в лазарет, Ночь идет, не замедляя шага. Кислой медью крыши зеленя, Ночь идет в просветы стен без стекол. Медный труп зеленого коня Скалится, поваленный на цоколь. Здесь в тиши накрыт наш скромный стол. Шесть часов… Мы празднуем победу. Но никто на праздник не пришел.
Arvustused, 4 arvustust4