Несмотря на довольно узкий круг обозреваемых в книге психоаналитиков – Фрейд, Юнг, Адлер, Лакан и… Жижек, считаю эту небольшую книгу одной из лучших для первоначального подхода к теме как по ясности изложения, так и по охвату идей. Основное внимание автор уделил Фрейду (и это понятно) и Лакану, чьи идеи в его собственном изложении воспринимать не легче, чем «Феноменологию духа» Гегеля, при том, что на русском языке другие попытки изложения этих идей меня устроили меньше (напр., у Мазина, Смулянского, Дьякова). Как итог: великолепное введение в проблематику и теории психоанализа.
Maht 162 leheküljed
2019 aasta
Опасный метод. Пять лекций по психоанализу
Raamatust
Возникновение психоанализа, без сомнения, одно из важнейших интеллектуальных событий XX века. Психоаналитические концепции Зигмунда Фрейда, Жака Лакана оказали огромное влияние не только на психологию, но и на всю современную культуру.
Настоящие лекции историка философии Дмитрия Хаустова – краткое и увлекательное путешествие по самым основным вехам этого экстраординардного феномена
Для практикующего психолога-консультанта полезными окажутся первые три лекции про Фрейда и его знаменитых диссидентов (Адлера, Юнга, Ранка — правда, Юнга автор открыто не любит… или усиленно делает вид). Для теоретика, увлекающегося постмодернистской мыслью, будут интересны лекции четвёртая и пятая, посвящённые Лакану; практикующему психологу будут интересны рассуждения об «ужасающей пустоте Реального» в последней главе.
Однако во всём лингвистическом упоре последних двух лекций есть одна проблема: хотя все и делают вид, что единственная реальность, которая нам дана, дана посредством языка, это совершенно не так. И в психотерапии работают невербальные, неконцептуальные способы проживания, а не только лишь течения речи. Во времена оные, описываемые в последних двух лекциях, Перлз с его «осознаванием» вёл активную деятельность, как и трансперсональные, и экзистенциальные, и гуманистические психологи-феноменологи.
Делать вид, что реальность непосредственного нелингвистического переживания отсутствует, означает потворствовать неврозу бегства от не/проживаемой жизни. Тем не менее, языковое измерение всепронизывающе, когда мы обращаемся к «ментации» и «концептуализации» (а мы невольно это делаем с утра и до вечера), а посему — крайне важно и заслуживает осознавания. И тишины безмолвия, самосущего и самовыявляющегося.
Книгу я взял на чтение по двум причинам. Во-первых, чтобы освежить (и частично восполнить - я был не самым успевающим студентом) знания по теме. Во-вторых - оценить, насколько можно советовать эту книгу для какого-то базового знакомства с психоанализом, особенно учитывая, что автор является историком философии и литературы: немного не тот человек, от которого я ожидал лекций по этому вопросу.
Впрочем, я склонен разделять мнение о том, что сейчас классический фрейдов психоанализ скорее мертв, чем жив: это важный и интересный этап становления психологии, но практическое значение он почти утратил и использование его на полном серьезе я не считаю хорошей идеей (подчеркну: это мое личное мнение). Так что, возможно, именно историку впору его изучать.
Автор вообще делает весомый акцент на одном очень важном моменте, который, сдается мне, не все осознают - мне всегда было сложно держать его в голове, а я вроде четыре года психологию зубрил. Все это - теории, многие из которых к тому же не подтвердились временем. Их можно анализировать, обдумывать, соглашаться или не соглашаться с чем-то, но определенно не стоит безоговорочно принимать на веру. Даже Фрейда. Особенно Фрейда!
Первая лекция - полностью исторически-биографическая справка, прослеживающая путь Зигмунда Фрейда от детства и семьи до самой смерти через все его успехи и неудачи, сторонников и ключевые работы. Испортить такой материал в принципе сложно. Хотя, честно говоря, я более заинтересовался парочкой цитируемых часто источников, которые взял на заметку (биографией за авторством Элизабет Рудинеско и работой под названием Рождение психоаналитика). Но как короткая обзорная лекция это очень даже хорошо - емко, информативно и интересно.
Вторая лекция - раскрытие идей классического психоанализа во всех пройденных ими от зарождения до современности трансформациях. Третья - рассказывает о "еретиках", всех, чьи идеи построенные на психоанализе, вышли за его пределы (часто - к неудовольствию его основателя, как Адлер и Юнг), кто отрицал психоанализ в его классическом виде, и чем дальше, тем радикальней.
Последние две главы посвящены психоанализу от Лакана, сконцентрированному на языке и довольно-таки своеобразной модели мира, в силу чего они самые сложные для понимания, а также снова жизненному пути автора. В принципе самым интересным для меня в итоге оказался именно Лакан, поскольку, если Фрейда сотоварищи на психфаке проходят довольно подробно, то вот его я помню крайне фрагментарно, по сути лишь немного о "зеркале".
Именно к этой части относится основная претензия, изложенная в другой рецензии на данную книгу, и я понимаю суть и отчасти согласен. Но не могу не возразить - концепция этих лекций просто не подразумевает обзор других направлений, развивавшихся параллельно, которые, разумеется, рассматривают вопрос совсем с другой точки зрения. Это чисто история психоанализа - безусловно, важной исторической вехи, но, как я уже упоминал, наделенного слишком серьезными внутренними противоречиями, чтобы по-прежнему считать его (по крайней мере в описанные автором периоды) рабочей моделью.
То, о чем я писал в начале, в итоге так и сыграло: в первую очередь это исторические и философские лекции, затрагивающие саму психологию скорее по касательной. Но именно в этом качестве получилось искренне интересно.
Jätke arvustus
Arvustused
3