Maht 993 leheküljed
2005 aasta
Коллапс. Почему одни общества приходят к процветанию, а другие – к гибели
Raamatust
Лауреата Пулитцеровской премии Джареда Даймонда по праву считают автором интеллектуальных бестселлеров. Газета «Нью-Йорк таймс» даже назвала его «Дэном Брауном научной литературы».
В этой книге Даймонд предлагает новый взгляд на историю человеческой цивилизации, на причины расцвета и гибели древних культур – общества острова Пасхи, поселений викингов в Гренландии, индейцев майя в Америке, а также убедительно доказывает, что многие современные общества, прежде всего Китай и Северная Америка, стоят на распутье и в ближайшем будущем должны решить для себя, хотят ли они существовать далее или готовы погибнуть.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Качественная книга. Видно авторское исследование. Написано легко. Автор рассматривает цивилизации, которые из-за ошибок или заблуждений не смогли выжить, народы, которые смогли выжить, но живут на грани экологической катастрофы, и народы, которые в течение многих столетий живут хорошо, сумели сберечь свою экологию и упорядоченную жизнь. Но, самое главное, после прочтения книги нужно сделать выводы, чтобы не повторить ошибки, которые до нас были сделаны много раз!
Ого, это было даже лучше, чем его же «Ружья, микробы и сталь». Если вам кажется, что эрозия почвы, вырубка лесов, исследование пыльцы и подсчет костей в мусорных кучах древних поселений – темы слишком скучные для увлекательного научпопа, то «Коллапс» вас переубедит. Кроме того, эта книга дает еще и колоссальное количество новых знаний – не только о цивилизациях древности, но и о природных взаимосвязях и закономерностях, условиях выживания и экологии. Наконец-то мифические каменные истуканы острова Пасхи обрели плоть, контекст и объяснение!
Подзаголовок книги – «Почему одни общества выживают, а другие умирают» - предельно просто и понятно выражает суть исследования Даймонда. Майя, индейцы анасази, аборигены острова Пасхи, колония в Гренландии – все эти общества погибли, хотя некоторые из них отличались довольно высоким уровнем развития. Даймонд ищет причины гибели в природной среде этих обществ и способах ее эксплуатации. Засушливый климат, не слишком плодородные почвы, изолированность, отсутствие необходимых полезных ископаемых способствовали тому, что люди потерпели поражение. Однако его главной причиной была все же не скудость и сложность среды обитания, а недальновидная, расточительная позиция жителей. Аборигены острова Пасхи строили гигантские статуи, пока не вырубили весь лес. Анасази – жители засушливого каньона Чако – стали жертвой роста населения при уменьшающихся ресурсах. Колонисты Гренландии, считавшие себя продолжателями традиций фермерства и христианами, выращивали скот, тратили силы и ресурсы на постройку церквей, не ели рыбу даже при угрозе голода и презрительно отгораживались от инуитов. Англичане завезли в Австралию кроликов, чтобы сделать чуждые им пейзажи чуть более похожими на родные, английские. Кролики, расплодившиеся в невероятных количествах, поедают траву и способствуют засолению почвы. Случаи Гренландии и Австралии – еще и примеры того, как «привозные» ценности оказываются совершенно неподходящими для новых условий. Люди, считающие эти ценности основополагающими для своих обществ, держатся за них до последнего. К слову, с приходом похолодания гренландская колония рухнула, тогда как инуиты выжили.
Джаред Даймонд, однако, написал свою книгу не только с целью рассказать о древних людях. А не грозит ли и нам, современным обитателям Земли, такая же судьба? Тем, кто считает нынешние общества куда более прочными и устойчивыми, стоит принять во внимание следующий факт. Гренландцы сумели поддерживать свою колонию на протяжении 700 лет, в то время как современное североамериканское общество существует едва ли половину этого срока. Что может случиться за 300-400 лет? Полагаю, что угодно. Не менее пугающим является и осознание того, как уменьшилась, сжалась планета. Жители все того же острова Пасхи развивались и умирали в одиночестве, не воздействуя на остальной мир. Сегодня такое невозможно. Вырубка тропических лесов скажется на Земле целиком. Голод и геноцид в одних странах отражаются на обстановке в других. Повышение жизни в государствах третьего мира может и вовсе опрокинуть нашу планету. Сложно представить, но она вовсе не так надежна, как кажется.
Конечно, «Коллапс» - всего лишь теория, которую, тем не менее, сложно воспринимать критически. Доказательства столь убедительны, что воспринимаются как бесспорные факты. В то же время «Коллапс» не может не вызывать вопросов. Один из них Даймонду задавали не раз в различных вариациях, суть которых можно свести к следующему: «Что думал абориген острова Пасхи, когда рубил последнее дерево?». В этом вопросе – естественное недоверие, сомнение в том, что кто бы то ни было может совершить такую глупость и своими руками уничтожить свою же жизненную среду. Действительно, что думал абориген? Наверное, примерно то же самое, что и моя коллега, бросившая использованные батарейки в ближайшую мусорку, вместо того чтобы пройти 200 метров до специальной урны – просто потому, что она «никогда не ходит той дорогой». Или он, абориген, думал о том, о чем и мужчина, моющий машину в озере, куда завтра придет купаться в том числе и его ребенок. Думаю, у каждого найдется, чем продолжить этот список «мыслей».
Читайте «Коллапс» Джареда Даймонда. Спорьте, не соглашайтесь, критикуйте, но читайте.
Книга разочаровала. Фактически это просто набор фактографического материала по экологии. Содержание книги не соответствует ее названию. Никакого анализа обществ в книге нет, а представлены только отдельные примеры экологических катастроф. Причем автор зацикливается на гибели цивилизаций исключительно по экологическим причинам. Системного анализа обществ, как это дано у Иммануила Валлерстайна, в книге вы не найдете. Так что можно сделать вывод, о том что автор таким названием книги просто вводит читателя в заблуждение.
Дмитрий Кокорев, при этом автор регулярно пишет, что дело не только в экологии, и приводит много данных не про экологию. Например, он сравнивает погибшие колонии в Гренландии и иннуитов. Никакой экологической катастрофы там не было, иннуиты спокойно себе жили, а гренландцы погибли. Когда будете писать следующий отзыв, попробуйте не врать – вы не читали эту книгу.
Коллапс жи, братухи! Что общего у аборигенов острова Пасхи, гренландских викингов и населения Руанды? Их сообщества коллапсировали, и теперь их удел - бесконечные самогеноциды, деградации, а то и вовсе вымирания. Но поскольку книжка научная, то здесь главный вопрос - не "что", а "почему". И самый общий ответ звучит так: им не хватило имеющихся ресурсов, потому что не берегли Природу, мать их. Те общества, которые обрушились с наиболее громким треском и прочими спецэффектами и поэтому могут служить отрицательным примером для других, оказались в этой незавидной роли по причине интенсивной эксплуатации хрупкой экосистемы, к которой были привязаны. "О чем думал житель острова Пасхи, рубивший последнее дерево на этом своем многострадальном острове за 200 лет до прихода европейцев?" - вопрошает Даймонд. Этого мы, конечно, наверняка не знаем. Однако раздумывая над этим важным вопросом мы попутно проясняем для себя, все ли ладно в королевстве Датском (Австралийском, Соединенноштатоамериканском, Китайском и так далее). В конце концов, это книга не только про энвайронментализм, но также и про экономику и политику. Все явные и неявные проблемы сплетаются в тесный клубок, и сложно заранее предугадать, начнет ли этот клубок внезапно расти, как снежный ком. И в этом-то и заключается ценность относительно простых обществ, распад которых можно проследить детально. Фактически, сопоставления современных обществ, как богатых, так и бедных, с "классическими" примерами и составляет лейтмотив книги. И инструменты тут могут быть самые разные - от анализа тысячелетней давности пыльцы в болотных кернах до разговоров с очевидцами и участниками событий.
Если "Ружья, микробы и сталь" были явно подпорчены самоповторами и разжевываниями, то здесь ситуация гораздо более оптимистична. Конечно, некоторое количество стандартных рефренов присутствует (сказывается педагогическая закалка автора), но сильно глаз они не режут, поскольку возникают на фоне очень большого объема информации. Книга действительно захватывает, декорации меняются с достаточной скоростью, а уж пищи для размышлений долгими бессонными ночами здесь предостаточно.
Ну и напоследок - поучение ad absurdum. Из нашей с вами недавней истории: секретарь обкома Рзнск области пообещал дичайше утроить производство мяса в области и с целью выполнения обязательств изничтожил весь фертильный скот. Когда на следующий год показатели почему-то страшным образом сократились, мудрому секретарю пришлось вписать в план мясозаготовок и свои ~80 кг посредством пули в лоб. Так вот, бесполезно гадать, о чем думал бесконечно далекий от нас житель острова Пасхи, рубивший последнее дерево, покуда мы не поймем что творилось в мозгу у того секретаря, нашего с вами соотечественника и практически современника.
Книги Джареда Даймонда не из тех, которые легко читаются и быстро забываются. Так и эта книга не только подарила много новой информации, но и заставила на многие моменты истории посмотреть с иной точки зрения. Автор очень интересно рассказывает о судьбе различных исчезнувших цивилизаций, отдельных поселений. Лично мне особенно было интересно почитать о истории поселения викингов на окраине американского континента. Слишком мало научно подтвержденной информации опубликовано об этом поселении. Еще один плюс этой книги в том, что автор подробно рассматривает влияние экологических факторов и о том как на них влияет сам человек. Полностью согласна с автором в его оценке вредности обезлесивания нашей планеты. В гибели многих цивилизаций (особенно живущих в замкнутой экосистеме) виновато именно истребление ими окружающих лесов. Все-таки леса - это легкие нашей планеты. Надеюсь мы никогда не окажемся в ситуации того самого жителя острова Пасхи.
«О чём думал житель острова Пасхи, рубивший последнюю пальму?»
В общем, я считаю, что именно такие книги надо читать каждому разумному человеку. От знакомства с ней больше пользы, чем от сотни некоторых современных книг и экологических челленджей.
Сегодня в мире больше никому не грозит коллапс в изоляции по примеру острова Пасхи или государства майя. Напротив, страны сейчас связаны между собой настолько, что нам угрожает общемировой упадок.
Наверное, суть успеха или неудачи того или иного общества состоит в том, чтобы знать, какие ценности культивировать, а какие в силу изменившихся обстоятельств пора заменить новыми.
Частью нашей проблемы, заключающейся в понимании этого человека, могут быть наши собственные несбыточные надежды. Возможно, мы подсознательно ожидаем от людей, что они окажутся только «хорошими» или только «плохими», как если бы существовало всего одно-единственное качество – добродетель, которое проявлялось бы в каждом аспекте человеческого поведения. Если мы находим человека добродетельным и достойным восхищения в одном отношении, то нам неприятно обнаружить, что в другом отношении этот человек таковым не является. Нам трудно признать, что люди противоречивы и представляют собой целую мозаику качеств, сформированных различным жизненным опытом, качеств, которые часто не соотносятся друг с другом.
Но надо заметить, что отдельный человек не должен ожидать результата от отдельного действия или даже ряда действий, которые закончились через три недели. Напротив, вы должны приучать себя к определенному образу действий, придерживаться которого нужно всю жизнь.
Новогвинейцы - самые любознательные и склонные к экспериментам люди, с какими я когда-либо сталкивался. В первые годы своего пребывания в Новой Гвинее я увидел аборигена, раздобывшего где-то карандаш - в то время практически незнакомую местным жителям вещь, - и он подверг этот карандаш проверке на пригодность в тысяче разных ситуаций, кроме, разумеется, писания: это украшение для волос? колющий предмет (холодное оружие)? нечто для жевания? длинная серьга? затычка для проколотой носовой перегородки?
Arvustused, 22 arvustust22