Maht 440 lehekülgi
2014 aasta
Рождение таблетки. Как четверо энтузиастов переоткрыли секс и совершили революцию
Raamatust
К началу 1950-х годов семейная жизнь в США казалась прочной и гармоничной: жены в накрахмаленных передниках посвящали день воспитанию детей и ведению хозяйства, а по вечерам встречали мужей с бокалом мартини. А за кулисами этой идиллии женщины, в том числе многодетные матери, писали отчаянные письма активной феминистке, основательнице Американской лиги контроля над рождаемостью Маргарет Сэнгер. Она была их последней надеждой получить простое и надежное средство контрацепции. И Сэнгер стала мотором, сердцем группы из четырех человек, вдохновляя их на поиск чудо-таблетки. Этими людьми были сама Маргарет Сэнгер, изгнанный из Гарварда эксцентричный ученый Грегори Пинкус, глубоко верующий католик врач Джон Рок и целеустремленная наследница миллионов, лидер движения за права женщин Кэтрин Мак-Кормик.
Это история о том, что творилось за идеальными фасадами одноэтажной Америки 1950-х, где жёны в накрахмаленных передниках посвящали день ведению хозяйства, а вечерами встречали мужей с бокалом мартини. За кулисами этой картинки скрывались многочисленные аборты, бесполезные попытки контрацепции и измождённые женщины, которые уже в 30 лет страдали от сердечно-сосудистых заболеваний из-за бесконечной череды беременностей и родов.
⠀
В книге подробно рассказывается изобретение противозачаточной таблетки – начиная от опытов на кролика и крысах и заканчивая вводом на фармацевтический рынок первого препарата. Мне показалось, что автор уделил слишком много внимания личностям учёных и их сподвижников, но, наверное, иначе читатель бы не понял, как в закостенелом католическом обществе смогла появиться такая «иконоборческая» таблетка.
⠀
Над ней работал учёный-диссидент, которого прежде всего интересовала наука, а уже потом этика, гинеколог-католик, который за десятилетия практики видел множество несчастных и больных женщин, для них очередная беременность могла закончиться в морге. Идейным вдохновителем исследований стала суфражистка – она понимала, что женщины не добьются права распоряжаться собственной жизнью, если не найдут способ контролировать свою репродуктивную систему. И финансировала исследования лидер движения за права женщин. 4 человека стояли за созданием препарата, бесповоротно изменившего жизнь миллионов людей.
⠀
Книгу прочитала на одном дыхании и очень рекомендую её и сторонникам и противникам ОК: как мне кажется, автор расставил всё по своим местам и подсветил и плюсы, и минусы этого средства.
⠀
Но в эпилоге он привёл данные, которые показывают, что плюсы перевешивают: в 2010 году учёные опубликовали результаты 40-летнего исследования, показавшего, что женщины, принимавшие оральные контрацептивы, с меньшей вероятностью умирали от порока сердца, рака и инсульта.
Книга мне понравилась. Тема ясна и понятна из названия, здесь пояснения даже излишни. История создания «Таблетки» изложена через призму жизни нескольких неординарных людей, с дополнительным погружением в контекст и обстоятельства той эпохи. Несмотря на то, что автор по ходу повествования постоянно перемещает фокус внимания с одного героя на другого (Сэнгер, Пинкус и Мак-Кормик чаще всего, но также и другие действующие лица, в том числе со стороны фарм компании, контролирующих органов и др), написано связно, увлекательно, цельно. Заявленная тема раскрыта достаточно полно – тут не разочаруетесь. Но по ходу повествования обратят на себя внимание некоторые моменты. Большое внимание уделено реакции религиозных организаций, католической церкви в частности, на исследования и на итоговый продукт. Этот вопрос будет муссироваться до самого последнего. Для российского читателя это может быть удивительным и непривычным, то, какое влияние имела католическая церковь на умы людей и на американскую политику ещё в недавнем прошлом. С одной стороны, для меня этот аспект оказался наименее интересной частью книги, с другой стороны параллели с современностью занимательны и неприятно знакомы (в наши дни люди заваливаются все в те же дебри, с последующими законодательными инициативами. Они через это уже прошли, но у нас похоже жаждут наступить на те же грабли). Ну и в тексте сквозит типичный американский взгляд на иные народы, роль Америки в их судьбах и на самих себя. Не испытывала по этому поводу ни положительных, ни отрицательных эмоций – просто это имеет место быть.
В целом же, если вам интересен женский вопрос, процесс создания препаратов от идеи до реализации, взгляды американского общества 30-50х на контрацепцию и ее влияние на судьбы людей, советую к прочтению.
Обожаю истории в духе «захотела и смогла». И «Рождение таблетки» Джонатана Эйга я прочитала именно как такую историю, хотя прочитать ее можно по-разному.
Итак, представьте себе женщину, ей 71 год. И ее главная мечта в жизни – чтобы можно было защититься от беременности, поедая конфетки. И так, чтобы мужчина об этом даже не догадался. Женщину звали Маргарет Сэнгер и мечтать о чудо-пилюле она, конечно, начала намного раньше, не в 71. Лет так на сорок раньше, уже будучи матерью троих детей, больной туберкулезом. (Нет, не медиком, не биологом, не фарм-воротилой и не миллионершей).
Пилюлю ей никто не давал и даже не обещал, хотя она очень старалась, вербовала единомышленников и на каждому углу рассказывала, каким счастьем для мира было бы обрести чудо-средство (за что чуть не загремела в тюрьму на 40 лет, такие тогда в США были законы. Пришлось бежать в Европу).
Но, когда ей стукнуло 71 (в 1950 году), законы в США смягчились и стало можно о таком говорить вслух. И ей повезло встретить достаточно сумасшедшего, но при этом квалифицированного ученого Пинкуса (которого вышибли из Гарварда) и уговорить его попытаться. И тут все завертелось в духе крейзи-стартапов. 10 лет ушло на поиски рецепта и денег, войну с церковью, скрепами и общественным мнением. Но она дожила до того дня, когда таблетка для контроля рождаемости поступила в продажу.
Офигенный медицинский и исторический нон-фикшен, написанный как захватывающий роман.
Книга очень хороша сама по себе и особенно своевременна именно сейчас. Как испытывать и выводить на рынок «препараты для здоровых людей»? Как это делалось в первый раз? Каковы были отношения между учеными и фармкомпаниями? За последний год мы все стали немного специалистами и наблюдаем, как это происходит сейчас.
Написано очень легко, даже задорно. Видно, что автор очень уважает своих персонажей. Поначалу немного путаешься: то «на дворе» 1929 год, то 1909. Но потом повествование выстраивается линейно и читается как интеллектуальный триллер.
Для научно-популярной литературы написано интересно, хорошим языком, с пониманием исторических,политических и экономических реалий времени. Читается как приключенческий Роман и в то же время переосмысливает многие вопросы
Arvustused, 5 arvustust5