Maht 260 lehekülgi
Легенды и предания Шотландии
Raamatust
Джордж Дуглас – известный шотландский фольклорист – собрал в этой книге сказки, предания, легенды и басни горной Шотландии. Вы узнаете о гордых кланах горцев, тайнах древних замков, о суровой природе, бросающей вызов отважным людям. В таком противостоянии выковался необыкновенный характер этого народа, а постоянная борьба со стихиями придала оттенок мрачности их мощному воображению. Философия шотландского фольклора отрицает мелкие человеческие чувства, она полна удивления перед непостижимостью мироздания и тайной человеческой души.
Книга не удивила. Примерно таких сказок и преданий я и ожидала. Не скажу что мне они нравятся. Но здесь они были небольшие и они очень разнообразные. Счастливый конец встречается не часто. А жестокость изумляет, причем очень часто это женская жестокость. Мать убивает детей своих, чтобы накормить мужа... Это она так боится его? Что голодный он очень страшный? Плутовские сказки любопытные. Но к одной вопросы... Том дома только пакости делал, а вот в другой местности и работал и помогал другим работникам. Как то он так вдруг изменился... А вот духи помощники очень странные. Пока они живут и питаются объедками, то хорошо работают и в дом удачу приносят. Но стоит только хозяину угостить их хорошо, как они сразу сбегают и достаток забирают. После у хозяев все плохо. Это типа указание как обращаться с работниками рабами надо? Но больше всего понравилась самая короткая сказка.
Любопытный сборник. Хоть книжка и не особо большая, тем не менее, охвачено довольно много, как мне кажется, характерных черт шотландцев и различных жанров в принципе. Истории весьма поучительны и относятся к тому виду рассказов, всем нам наверно хорошо знакомых с детства, где скорее не оптимизм присутствует или наивность, а здоровая доля пессимизма, гипертрофированного до уровня пугалок, чтоб уж наверняка запомнилось. Добавьте к этому суровое понимание жизни шотландцев, привыкших бороться с природой, её видя как своего антагониста, и получится та ещё смесь. Читая, я поражалась тому, что хороший конец почти не встречается, а вот мрака много, как и несправедливости. Да и вообще я поняла, что мой чёрный юмор ещё не такой и чёрный по сравнению с мировоззрением этих горцев. Но что подкупает, так это то, что они продолжают бороться. Может, не всегда им удаётся перебороть обстоятельства, природу, дьявола, но уже сама попытка, само нежелание опускать руки, сдаться на жестокую волю судьбы дорогого стоит. Неожиданно было читать так много о тёмных существах, и так мало о светлых. Да и светлые у них не любят получать благодарность, покидая тут же ранее облюбованные дома. Познакомившись с этими разнообразными народными легендами, преданиями и сказками, я словно стала ближе к шотландцам. Они стали чуточку понятнее и роднее, а как интересно было следить за разворачивающимися событиями, за тем, куда их вела судьба. Удивительный народ эти шотландцы, мрачный, но стойкий. Такой неизнеженный условиями жизни, что и образ неженки ни разу не встречался, даже когда речь шла о юных девушках. Скорее и вовсе наоборот, как в истории о брате с сестрой и её попыткой отвоевать его у фейри. Такой свободолюбивый, мрачно поэтичный, что ты словно чувствуешь, как в лицо бьёт несильными порывами ветер, а с каждым вдохом лёгкие наполняются горным воздухом. Своеобразный народ, со своими особенностями, возможно и непонятными, потому что они незнакомые, непривычные, что можно проследить по их детским сказкам и иным историям, но это никоим образом не влияет на их очарование и притягательность. Автору замечательно удалось передать шотландский дух, их быт, традиции и мировоззрение. Чувствуется, что он покорён своими корнями и любит свою родину, заставляя и меня проникаться симпатией, интересом и уважением к этим жителям северной части туманного Альбиона.
Тяжко жилось шотландцам, оттого и предания у них практически все мрачные, темные, страшные. Нашему читателю, привыкшему к отцензурированным и адаптированным до сладости сказкам братьев Гримм и Шарля Перро, шотландские легенды и сказки могут показаться дикими и излишне жестокими. Впрочем, для воспитания детей и юношества они обладают всеми необходимыми качествами – это и предостережение, и поучительность, и подсказки, которые в самостоятельном будущем помогут найти правильную дорожку. И я считаю, что мрак и вызывающие страх сюжеты этих сказок вполне оправданны, а как еще можно было показать ребенку, что в нашем жестоком мире нужно быть осторожным, не доверять чужакам и, порой, силой или хитростью выцарапывать право на жизнь. Небольшой сборник порадовал разнообразием жанров. В нем действительно много легенд и преданий, но есть и сказки (бытовые и фантастические, сказки о природе, мини-сказки, представляющие собой либо анекдоты, либо «размышлизмы»), народные стихотворения, небольшие истории, дающие возможность познакомиться с некоторыми представителями шотландского бестиария, и даже несколько литературных сказок. Сборник позволяет получить представление, как жили и чем дышали жители северной холодной части острова, где горы и ветра жестоки к людям; что шотландцы понимали под судьбой... Представленные в издании истории порой кажутся чересчур простенькими, но на самом деле житейской мудрости в этих образцах народного творчества предостаточно.
Шотландия, страна красивая, но жить в ней непросто. Холодные зимы, неприветливая природа, делающая жизнь непростой, порождают соответствующие легенды и предания. Есть в них место злобным духам, но есть и справедливость, а также существа, которые помогают бескорыстно и уходят, если им что-нибудь дать (тут я надолго задумалась о том, что это заложено в человеческой природе – желать халявы). Есть тут и рассказы о животных, есть магия, а есть обычная жизнь – особенно мне приглянулись "Остроумные проделки мистера Джорджа Бьюкенана, королевского шута", чем-то напомнив Дживса).
Стоит, конечно, отметить, что это не те сказки, в которых все заканчивается хорошо. Иногда что-то и закончится хорошо, но в основном это старые-добрые традиционные сказки, в которых много жуткого и которые предостерегают о чем-то. Иногда мораль видна напрямую (жена должна быть послушной, не ослушайся матери, не броди ночами, будь смелым), в детских же сказках есть жутковатость историй, которые сами дети рассказывают друг другу, чтобы напугать (вместо черного человека тут соберется тело из маленьких-маленьких и больших-больших частей), а легенды о существах служат предостережениями и для взрослых. Ханна Кент в The Good People (надеюсь, что ее переведут!) отлично описала, как можно верить во все эти предания о фейри и прочей нечести.
И конечно же, это сборник только для тех, кому интересны действительно предания Шотландии, а не для тех, кто ищет, что бы такое почитать детям, точно так же, как никто не станет сейчас читать оригинальные сказки братьев Гримм, а не их адаптации.
Интересно структурированный сборник сказок, в котором, в зависимости от главного мистического героя, можно выделить основные главы - фейри, брауни, русалки ну и, конечно, ведьмы. Есть часть и про животных, кстати, в ней есть сказки, почти полностью повторяющие русские народные. Но в основном сказки достаточно необычные, с местным колоритом - похищение и подмена людей, жестокие убийства или кровавые подробности, истории без счастливых концов . Из минусов для меня - это совсем небольшой объем многих историй, иногда всего несколько абзацев, некоторые – как будто пересказ, либо же не очень увлекательный сюжет. Но плюсов несомненно больше, поэтому рекомендую тем, кто любит фольклорные предания.
Когда в противоборство вступают вера и разум, разум не побеждает.
Я думаю, в этом стремлении давать всему свои названия и есть корни поэзии.
Шотландский брауни.
Шотландский брауни принадлежит к классу существ, отличных по привычкам и характеру от непостоянных и вредных эльфов. Он худ, космат и выглядит диким.
День он проводит в уединении, вдали от старых домов, которые любит посещать, а ночью усердно исполняет любую трудную работу, которую считает желательной для семьи, служению которой он себя посвятил. Но брауни трудится не в надежде на вознаграждение. Наоборот, он деликатно держится в стороне, и предложение награды, в первую очередь еды, обычно служит поводом для его исчезновения навсегда. Рассказывают, что когда-то брауни часто посещал семью, жившую в приграничье, – никого из ее членов уже не осталось в живых. И когда у женщины начались роды, а слуга, посланный в Джедборо за акушеркой, не проявил необходимой расторопности, семейный дух натянул пальто медлительного слуги, поскакал на лучшей лошади хозяина в город и привез акушерку. За время его отсутствия Твид, который они никак не могли миновать, поднялся до опасной отметки, но торопившегося брауни такое препятствие остановить не могло. Он бросился в воду вместе с перепуганной пожилой дамой и благополучно переправил ее на другой берег, где ее помощи очень ждали. Поставив лошадь в стойло (где ее позже и обнаружили в весьма прискорбном состоянии), брауни прошел в комнату слуги, обязанность которого выполнил, и, увидев, что он только натягивает сапоги, как следует отхлестал нерадивого малого его же собственным хлыстом. Такая преданная служба не могла не вызвать глубокой признательности лэрда. Он слышал, что брауни выражал желание иметь зеленую куртку. Поэтому он приказал сшить ее и оставить там, куда часто приходил дух. Тот взял подарок, но больше его никто и никогда не видел. Можно предположить, что он, устав от тяжелой домашней работы, отправился в своем новом облачении к феям.Брауни из Бодсбека
Брауни из фермерского дома в Бодсбеке, что близ Моффата, оставил свою службу около ста лет назад по аналогичной причине. Он так старательно трудился, выполняя работу и дома, и в поле, что Бодсбек стал самой процветающей фермой в районе. Он всегда выбирал еду, которая ему нравилась, но скромно и в умеренных количествах. Когда работа была особенно тяжела, например в период сбора урожая, хозяин счел возможным подумать о несколько большем вознаграждении и оставил брауни отдельную миску хлеба и молока. Он решил, что, когда положение улучшается и все слуги получают лучшее вознаграждение – и по качеству, и по количеству, очень полезный брауни тоже получит больше. Но хозяин очень быстро убедился в своей ошибке. Брауни покинул дом навсегда, сообщив:
Зови брауни, зови,
Удача из Бодсбека пошла в Лейтенхолл.
Вместе с брауни из Бодсбека ушла удача, обосновавшись на соседней ферме Лейтенхолл, которой брауни отдал свою дружбу и службу.Брауни и вороватые служанки
Одно из главных свойств брауни – беспокойство о моральных принципах домочадцев той семьи, которой он служит. Этот дух обычно навостряет уши при первом же проявлении неправильности в поведении слуг. О минимальном проступке, замеченном им в амбаре, коровнике или кладовой, он немедленно докладывает хозяину, чьи интересы считает высшими в сравнении со всеми остальными вещами в мире, и никакая взятка не может заставить его промолчать. Поэтому работники и служанки обычно относятся к брауни со смешанным чувством страха, ненависти и уважения. Хотя он, возможно, нененависти и уважения. Хотя он, возможно, не часто находит возможность поработать лазутчиком, твердая уверенность в том, что он будет безжалостен в этой роли, если, конечно, обнаружит нечто неподобающее, оказывает весьма полезное влияние. Курьезный пример его рвения в роли ревнителя морали домочадцев приводят в Пиблсшире. Однажды двух доярок, которых слишком бережливая хозяйка ограничивала в еде, голод заставил прибегнуть к крайнему средству – украсть миску молока и пресную лепешку, которые они решили немедленно съесть. Они сели на камень, поставили между собой миску и положили хлеб. Каждая делала глоток и откусывала хлеб по очереди, после чего возвращала миску с молоком и хлеб на камень, чтобы его могла взять другая и сделать то же самое. Они едва успели приступить к трапезе, когда подошел невидимый брауни и сел между ними. Всякий раз, когда миска с молоком оказывалась на камне, он тоже делал глоток. Он делал очень большие глотки, и молоко в миске очень быстро убывало. Удивление проголодавшихся девушек было очевидным, и они даже стали обвинять друг друга, высказывая взаимные подозрения в нечестности, но брауни разубедил их, выкрикнув:
Ха-ха-ха!
Брауни забрал все.Богл
Это капризный дух, которому больше нравится пугать или ставить в тупик людей, чем служить им или серьезно вредить. Ракушник – дух, живущий в воде, давший свое название многим скалам и утесам на шотландском побережье, принадлежит к боглам. Появляясь, он предстает покрытым ракушками, стук которых возвещает о его приближении. Отсюда его название. Об одной из его проказ рассказывается далее: однажды два человека, пришедшие темной ночью на берег Эттрика, услышали из воды страдальческий голос: «Пропал! Пропал!» Они пошли на голос, решив, что кто-то тонет, и были немало изумлены обнаружив, что он поднимается вверх по реке. На протяжении всей темной и ненастной ночи они шли на голос проказливого духа и перед рассветом вышли к истоку реки. Теперь было слышно, как голос спускается по противоположному склону горы, на которую они поднялись. Уставшие обманутые путники решили отказаться от дальнейшего преследования и тут же услышали хохот ракушника. Он бил в ладоши и радовался удачной проделке. Утверждают, что дух часто посещает старый дом Гооринберри, расположенный на реке Хермитедж в Лиддесдейле.
Две лисы добыли себе рыбу.
Они шли вместе и вскоре подошли к дому кузнеца, возле которого была привязана лошадь. У нее была золотая подкова, на которой было написано имя.
– Я пойду и прочитаю, что там написано, – сказала старшая лиса и пошла к лошади. Но лошадь лягнула ее копытом и разбила ей голову.
– Лишние знания приносят только вред, – сделала вывод молодая лиса и съела всю рыбу.
Литература забирает жизнь у предания, а потом бальзамирует мёртвое тело.
Arvustused, 20 arvustust20