Maht 210 lehekülgi
1937 aasta
Найден мертвым
Raamatust
Миллионер Сайлас Кейн обнаружен мертвым на скалистом берегу бухты, неподалеку от своего роскошного особняка. Несчастный случай? Но через несколько дней в особняке выстрелом из револьвера убивают его наследника и компаньона – Клемента. Подозрение падает на Джима Кейна: теперь он – наследник огромного состояния, и у него нет алиби. Но на него происходит несколько покушений, и он едва не становится третьей жертвой преступника…
Только я решу, что все интересное в этой серии прочитано, как появляются советы прочитать еще одного автора. Я Хейер помню как автора любовных романов, но детективы она писала тоже неплохие. Два трупа , плюс еще один в проекте, и убийцу я не отгадала, хотя и подозревала. И все из-за наследства. С этим английским законом, что все достается неизвестно кому, лишь бы он был мужского пола. А вот в нынешней ситуации, когда в два счета мужик становится женщиной и наоборот? Кому деньги и все нажитое непосильным трудом отдавать? Может это просто протест против законов о наследовании?
Хороший классический детектив. Но одного убили не тихо, а громко, вернее убили тихо, но всем показалось, что громко!
В тот вечер в огромном особняке миллионера Сайласа Кейна собрались только самые близкие - его собственная семья и семья его партнёра по бизнесу. Несмотря на тяжёлый характер юбиляра, а также на присутствие крайне раздражающей всех супруги его брата, вечер прошёл практически идеально. Разве что за праздничным столом один из племянников юный Тимоти, обожающий классические американские вестерны, боевики и детективы мечтательно заметил, что обстановка более чем располагает к убийству. Но все были в слишком умиротворённом состоянии, чтобы поддерживать подобные темы для разговора в праздник, и после десерта все присутствующие в хорошем настроении разошлись кто куда. Хозяин же отправился на свою ежедневную прогулку перед сном. Утром обнаружилось, что его постель не тронута. Забеспокоились. Вскоре тело миллионера было найдено у подножия скал, как раз внизу той тропы, по которой он обычно гулял. Небольшое расследование и инспектора пришли к выводу, что всё дело в несчастном случае. Сердце.
Наверное, так бы и кончилась эта история. Но буквально через несколько дней был убит наследник Сайласа. Всплыла история со сделкой, которую отказался заключать сначала миллионер, а потом его убитый родственник, и за которую там держалась семья деловых партнёров. Это наводило на подозрения. Вот так в доме появилась знаменитая парочка инспектор Ханнисайд и сержант Хэмингуэй. Это было интересное расследование. Проверялись алиби, всплывали различные факты о каждом из участников трагедии. Под подозрение попадали все, и вместе с тем почти все отсеивались. А тут ещё юный Тимоти вознамерился проводить расследование, навязывался в напарники и отчаянно путался под ногами у детективов. Справедливости ради, он был не только помехой следствию, но и активно помогал ему. И это был, пожалуй, один из двух юмористических элементов, присущих Джорджет Хейер. Вторым можно назвать чудаковатую героиню Розмари. Автор очень любит такие вот шаржи, чтобы персонаж был практически на грани нереальности. Поэтому и тут без этого не обошлось. Вышеназванная дама страдала гипертрофированным эгоизмом, ленью и любовью к роскоши. Причём оправдывала она это своими русскими корнями. Была тут ещё одна героиня, свёрнутая на своих малютках, но это даже не шарж. Таких яжматерей, считающих что все кругом должны относиться к их отпрыскам как к божествам, сейчас пруд пруди. Если тогда это было смешно, то сейчас... но не будем о грустном.
Ну и конечно, в этой истории есть место большой любви. Джорджет Хейер - известная сочинительница любовных романов и тут не смогла пройти мимо лирики. Она взяла одного из родственников погибшего миллионера, милаху и всеобщего любимца Джима и компаньонку его бабушки, молодую разумную Патрисию, и наделила их взаимным чувством. А также для остроты поставила им немножечко препятствий в виде приставаний к девушке дурного сына партнёра, подозрений полиции относительно Джима, который теперь стал наследником всего состояния и нежелания Патрисии бросать бабушку Джима. И как бы Розмари не кичилась своей способностью к страсти, как бы не упрекала Патрисию в холодности и в отсутствии сильных чувств, факт остаётся фактом - любовь молодых людей оказалась выше всего.
Мне нравятся детективный романы Джорджет Хейер именно тем, что они всегда содержат в себе несколько приятных составляющих. Во-первых, классический герметичный детектив, если не запретной комнате, то всегда в ограниченном пространстве и с ограниченным числом подозреваемых. Во-вторых, типажи персонажей, отсюда в романах всегда присутствует юмор, от улыбающейся иронии до неудержимого смеха. В-третьих, автор очень любит необычные способы убийства. Всегда есть какая-то загадка: либо с орудием преступления, либо со временем совершения преступления, либо что-то ещё. Конечно, не всегда автору удаются все три направления одинаково хорошо. Мне, например, в этот раз не очень понравилась личность преступника, показалось как-то слишком всё притянуто за уши. Но в любом случае эти три элемента всегда выигрышно смотрятся, если принять романы Хейер как отдельное явление и не сравнивать с другими авторами той эпохи.
Написанный в 1937 году одной из самых симпатичных представительниц «Золотого века английского детектива» роман является третьим (и предпоследним) в серии о суперинтенданте Скотленд-Ярда Ханнасайде и его помощнике Хемингуэе (не Эрнесте; в более поздних произведениях действовавшем уже самостоятельно). Заслуживает упоминания то обстоятельство, что сыщики здесь показаны не гениальными суперменами, а довольно обычными представителями своей профессии, которые кажутся совсем не впечатляющими (порой проигрывая даже 15-летнему подростку, насмотревшемуся американских фильмов), но, тем не менее, в итоге благополучно доводят расследование до конца... Всё началось с того, что мистер Сайлес Кейн (глава фирмы, отмечавший свой 60-летний юбилей) после завершения вечеринки и отъезда гостей отправился, как обычно, прогуляться над морским обрывом, и на следующее утро был обнаружен мёртвым у подножия утёса. Было решено, что он либо потерял ориентировку в сильном тумане, либо сорвался с тропы из-за сердечного приступа. Но некоторое время спустя трагедия повторилась; на сей раз жертвой оказался двоюродный племянник покойного (взявший руководство фирмой в свои руки), которого в кабинете той же усадьбы убили выстрелом в окно. Мало того, неизвестный злоумышленник на этом останавливаться не стал, а всерьёз нацелился на очередного наследника... Подобно остальным произведениям данного автора, для этого романа характерны: ироничный стиль изложения, наличие любовной линии и присутствие довольно колоритных (а то и откровенно гротескных) персонажей. Особенностью же его (как было отмечено в издательском послесловии) является напичканность молодёжно-американским сленгом. В целом книгу надо признать неплохой, но какой-то незапоминающейся — возможно, из-за недостаточно выразительной концовки, в которой отдельные сюжетные линии выглядят не получившими должного завершения... И всё-таки, эта вещь однозначно может быть рекомендована всем ценителям классических английских детективов.
– Хорошо бы написать этюд о Малахии, – заявила мисс Дру. – Очевидно, это очень интересный случай, с психологической точки зрения. Хорошо бы подвергнуть его психоанализу.
– Вы совершенно правы, мисс, – согласился сержант, глядя на нее почти с симпатией. – Десять к одному – выяснится, что все его нынешние бзики упираются в какую-нибудь детскую травму.
– Стукнулся головой? – спросил Невил.
Нет ничего тоскливее супругов, которые не могут поладить.
– Да, но что? Хелен уверена, что он не подозревает ее в связи с Эрни. Но когда он вчера ввалился к нам, у меня было такое впечатление, что вплыл айсберг. Он был полон ледяной ярости и явно не испытывал большой любви ни к кому из нас.
– Прости, что перебиваю, но, если он думал, что Хелен замешана в убийстве, это в какой-то мере извиняет его раздражительность. Не хочу выглядеть старомодным, но, когда жена признается, что была в гостях у известного сердцееда, этого достаточно, чтобы испортить настроение почти каждому мужу.
– Невил, ты способен говорить правду?
– Ты только что слышала, как я говорил правду сержанту.
– Я не о том. Я хочу знать, ты влюблен в Хелен?
– Боже, дай мне силы! – взмолился Невил. – Дайте мне стул – рюмку бренди – тазик!
Arvustused, 3 arvustust3