Maht 180 lehekülgi
1939 aasta
40 чертей и одна зелёная муха
Raamatust
Для десятилетнего мальчишки все дни – прекрасны! В понедельник ты наблюдал за порхающими в небе ласточками и думал, едят ли они шоколад, – это жутко загадочно. Во вторник ты поймал огромную цикаду и послушал, как она стрекочет, – это дико интересно. В среду… Наверняка это был прекрасный день! Если что‑то его и омрачило, так это школа.
Хотя, возможно, тебе повезло и для тебя школа каждый будний день – в радость. Тебе просто достались отличные учителя – как Джованни Моска, автор этой книги.
Итальянский писатель и журналист вспоминает и свое детство, и опыт преподавания в 4–5‑м классах. Его заметки – это одновременно и художественный текст, и дневниковые записи. Он не всегда последователен в изложении событий, но предельно точен и правдив.
«КомпасГид» переиздает книгу в серии «Избранное». Несмотря на то, что учеником автор был в 1910‑е, учителем – в 1930‑е, а сейчас на дворе XXI век, его школьные зарисовки современны и увлекательны. А историю про зеленую муху можно легко посмотреть в киножурнале «Ералаш».
В поучительных и трогательных рассказах читатели среднего школьного возраста узнают самих себя, а взрослые заметят разные педагогические хитрости. И все, несомненно, оценят обаятельные иллюстрации художника Виктора Минеева.
Прекрасные рассказы о школе.
И пусть действие происходит в Италии и чуть ли не сто лет назад, они и сейчас остаются актуальными для нас – потому что дети всего мира, во все времена нуждаются в понимающем, чутком, мудром педагоге. Его задача быть им проводником, наставником – оберегающим взрослым, быть заодно со своими подопечными. Идти вперёд и вести за собой.
К сожалению, такому учителю чаще всего трудно, потому что школьная система зачастую порождает учителей-тиранов, стоящих в позиции «над» учениками и «против» них. Какое счастье, что герой Джованни Моски не такой!
"Не бросайте их, этих мальчишек: пока живёшь среди них, остаёшься в чём-то на них похожим, и маленькие комнаты кажутся огромными залами, а дурацкая роспись на стенах – очень красивой. Живя среди детей, веришь во множество вещей, о которых, уходя отсюда, забываешь и подумать…"
Перед покупкой этой книги, я думала, что это сборник весёлых рассказов для детей. Как же я ошибалась.
Это сборник рассказов, в котором синьор Моска описал свой опыт работы в школе.
Он, 20-тилетний юнец, который сам совсем недавно сидел за партой и учил длинные стихи и решал примеры, должен учить «сорок дьяволят, организованных, вооружённых», мальчишек, у которых в голове майские жуки, солдатики и монетки из золотой фольги, на которые можно купить «всё что угодно: заколдованные замки, белых крылатых коней, семимильные сапоги, сияющие доспехи, волшебный щит» и даже свою мечту.
Синьор Моска рассказывает, как изменилась школьная система, как тяжело учителям с их воздушной зарплатой. Как растут дети, но, из поколения в поколения, остаются одинаковыми: ловят светлячков, чтобы можно было полюбоваться звёздами, которые так высоко и до них не дотянуться; видят весну, пробивающуюся первой, еле заметной, листвой на ветках дерева, посреди заснеженного двора; мечтают в следующей жизни стать бабочками и не боятся переводить стрелки игрушечных часов вперёд, туда, где лето.
Джованни Москва рассказывает о школе, о своих мальчишках с такой любовью, с такой нежностью и немного с грустью, что хочется наведаться в свою школу, узнать, как там она – любимая первая учительница.
Видимо, мои ожидания были слишком высоки. Я догадывалась, что ералашный сюжет с винокуром (не опечаталась) в главной роли взят именно из этой книги (и чтение только подтвердило это), и, видимо, чего-то подобного ожидала. На самом деле вышло не так. На самом деле книга не такая уж и смешная. Даже за смешными эпизодами проявлялись нотки грусти. Ведь что смешного в том, когда взрослые мужчины сдают экзамен, чтобы получить аттестат о среднем образовании, иначе их не допустят к вождению трамвая? А это всё, что они умеют, и чем зарабатывают на жизнь. И уходящий на пенсию учитель, для которого школа - вся жизнь, это тоже не весело. Все эти короткие зарисовки, эссе и воспоминания звучат больше сентиментально, с лёгкой грустинкой. Школьное деревце, за которым наблюдают, как меняются времена года, мальчик, который мечтает учиться, но не имеет возможности, первые робкие, даже самым непонятные чувства, волшебный мир, где хватает одного голоса, чтобы разрушить чары. Или вот ещё один мальчик ловит светлячков, представляя их земными звёздами, мечты детей порхать бабочками над цветами, умение видеть прекрасное в повседневных мелочах, например, в часах, которые уже не идут, можно поставить время на своё усмотрение. И ведь здорово же! Детство оно такое, умеет немного колдовать.
Наверное, Джованни Моска был хорошим учителем, дети его любили, это факт. Ради них он мог солгать, не сильно наказывал за пропущенные уроки, имел подход к каждому ученику. Но, будем честны, в его действиях было много лукавства, методы не всегда были педагогическими (правда, действенными), и часто он был не честен с коллегами. Но детей любил, хотя, видимо, не настолько сильно, чтобы быть учителем всю жизнь.
В сороковые годы автор чуть было не угодил в концлагерь, но ему повезло, одни из сотрудников, кто составлял списки на депортацию узнал писателя по имени и вычеркнул его. То время было другим и для литературы, тем более детской, и для самих детей, учителей и школы.
Не уверена, что современные подростки в 12+ развлекают себя стрельбой из рогаток, но лучше бы у наших детей было больше подобных воспоминаний, что собраны в этом сборнике. СОглашусь с выводами автора, что взрослея мы остаемся детьми и получая блага взрослых, теряем что-то куда более важное и ценное -свое детство, в которое не вернуться, но которое можно запомнить.
Про книгу:
Остроумный и лёгкий сборник юмористических эссе, который отражает тонкое чувство юмора и наблюдательность автора. Писатель, журналист и художник создал произведение, которое очаровывает своей простотой, добродушной ироничностью и неподражаемым стилем.
Вы все еще стреляете по мухам из рогатки? – Конечно, – ответил я. – Стрелок я по-прежнему хоть куда. Эх… – добавил я, оглядываясь вокруг и притворяясь, будто нащупываю в кармане рогатку, – попадись мне сейчас какая-нибудь муха, я бы… – Синьор учитель! – смутился Гверрески. – Все смотрят! Бедный Гверрески! В свои восемнадцать лет он был уже взрослым и стеснялся таких вещей… Я же, слава Богу, нет. Только учителя начальных классов в тридцать лет могут, пусть хоть на минутку, снова почувствовать себя детьми.
Основу книги составляют короткие рассказы и зарисовки, в которых автор с любовью и юмором описывает повседневные ситуации, человеческие слабости и нелепые моменты жизни. Читатель словно оказывается в уютной беседе с другом, который делится своими забавными наблюдениями о мире. При этом Моска умело подмечает детали, которые часто остаются незамеченными, превращая обыденное в источник смеха и размышлений.
– Я просто вошел к ним в доверие, синьор директор. Не мог же я рассказать ему, что застрелил муху из рогатки – этот способ преподавания не описан ни в одном учебнике по педагогике, предусмотренном и рекомендованном Министерством образования. Никто из ученых педагогов, насколько мне известно, даже не намекает на пользу убийства мухи из рогатки для поддержания дисциплины в классе.
Название книги — "40 чертей и одна зелёная муха" — само по себе интригует и задаёт тон всему произведению. Оно символизирует хаотичность и непредсказуемость жизни, которая иногда кажется одновременно смешной и абсурдной. Автор мастерски передаёт этот дух через свои рассказы, не перегружая их лишними деталями, но оставляя простор для воображения читателя.
Особое очарование книге придаёт её универсальность: несмотря на то, что она была написана несколько десятилетий назад, темы, поднимаемые Моской, остаются актуальными и сегодня. Это книга о людях — о нас с вами, со всеми нашими странностями, привычками и маленькими радостями.
Бесконечно нежная книга о школе. Написана итальянским школьным учителем почти век назад. В основном, он вспоминает свой опыт работы учителем младших классов, но так же и эпизоды из собственной учёбы. В финале ещё несколько заметок об образовании взрослых (видимо, в Италии был какой-то "всеобуч"). Замечательная книга. Читала очень долго, потому что смаковала отдельные истории, делала между ними перерывы.
Arvustused, 7 arvustust7