Основной контент книги Самые странные в мире: Как люди Запада обрели психологическое своеобразие и чрезвычайно преуспели
Tekst, helivorming on saadaval
tekst

Maht 880 lehekülgi

2020 aasta

12+

Самые странные в мире: Как люди Запада обрели психологическое своеобразие и чрезвычайно преуспели

livelib16
4,1
44 hinnangud
€6,67

Raamatust

В отличие от большинства населения Земли в прошлом и настоящем, жителей стран Запада отличают высокий индивидуализм, аналитическое мышление и доверие к незнакомцам. Они сосредоточены на себе – на своих личных качествах, достижениях и устремлениях, – а не на взаимоотношениях с другими людьми и устойчивых социальных ролях. Как они стали настолько странными по своей психологии? Какую роль их психологические особенности сыграли в появлении протестантизма, запуске Промышленной революции и случившейся за несколько последних веков всемирной экспансии Европы?

В будущем мы будем думать, чувствовать, воспринимать и выносить моральные суждения не так, как сейчас, и нам будет очень трудно понять менталитет тех, кто жил на заре третьего тысячелетия.

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, гарвардский профессор Джозеф Хенрик задействует в книге «Самые странные в мире» последние данные из области антропологии, психологии, экономики и биологии. Он прослеживает культурную эволюцию родства, брака, религии и государства, демонстрируя глубокое взаимовлияние этих институтов и психики человека.

Сосредоточившись на столетиях сразу после падения Рима, Хенрик показывает, что фундаментальные институты родства и брака приобрели на Западе поразительное своеобразие в результате почти случайно сформулированных решений ранней Церкви. Именно эти изменения привели к появлению особой психологии людей Запада, которая впоследствии начала эволюционировать совместно с безличными рынками, профессиональной специализацией и свободной конкуренцией, заложив тем самым основы современного мира.

Адаптация к индивидуалистическому социальному миру означает совершенствование личных качеств, которые равноценны в широком спектре контекстов и отношений. Напротив, процветание в мире регулируемых отношений означает ориентирование в самых разных типах отношений, которые требуют совершенно разных подходов и поведенческих стратегий.

Vaata kõiki arvustusi

Суть сотен страниц можно свести до следующего рассуждения:


1. Церковь была заинтересована в имуществе богачей, чтобы те оставляли его ей после смерти.


2. Для этого она сокращала кол-во наследников и насаждала моногамию + запрет на браки между «неблизкими» родственниками.


3. Моногамия снижает тестостерон у мужчин.


4. Это приводит к менее агрессивному поведению, доверию, склонности к вне-семейной кооперации, гильдиям, союзам и т.д.


5. ... и к индивидуализму: больше доверия к экспертности, а не к родству.


Вроде стройно звучит, но как-то слишком уж упрощённо + к источникам вроде гипотез Вебера и экспериментам с маршмеллоу тоже есть вопросики.


Насчёт книги: полистать — да, но покупать и втягиваться... наверное, нет.


Если мой отзыв помог, ставьте лайк. Спасибо!

«Самые странные в мире» — это русская версия названия. В оригинале книга называется «The WEIRDest people in the world», с непереводимой игрой слов. Английское слово weird может означать «странный», «причудливый», «нелепый», «таинственный» или даже «роковой». В то же время WEIRD — это авторская аббревиатура: Western (западные), Educated (образованные), Industrialized (промышленно развитые), Rich (богатые) и Democratic (демократические). Наиболее ярко выраженные общества этого типа «находятся почти исключительно в Европе, особенно на севере и западе этого континента, или же созданы переселенцами из Великобритании». И да, по меркам всего остального человечества они — очень странные.

Кто же такие эти WEIRD? Этому вопросу и посвящена большая часть книги. Хенрик стремится дать как можно более объективный «портрет» этих необычных обществ, полагаясь в первую очередь на экспериментальные и статистические данные. В результате «портрет» получился скорее подобным графике, чем масляной живописи, но зато попавшие на него черты прорисованы четко.

Книгу «Самые странные в мире» можно рассматривать как новую попытку ответа на известный вопрос: «Почему властвует Запад... по крайней мере, пока еще?» Этот вопрос был вынесен прямо в заглавие замечательной книги британского историка Иэна Морриса, которая вышла на русском языке в 2016 году. Еще более известна посвященная той же теме книга Джареда Даймонда «Ружья, микробы и сталь». Джозеф Хенрик, однако, предлагает совсем иной угол зрения, чем эти авторы. По его собственным словам, он «подхватывает изложение в тот момент, когда объяснение Даймонда обрывается». Он ищет причины исторических явлений в глубинных механизмах функционирования человеческих обществ, чего ни Даймонд, ни Моррис не делали.

Как и предыдущая книга Хенрика, книга «Самые странные в мире» может понравиться как специалистам, так и всем, кому интересно что-то узнать о всемирной истории: написана она достаточно популярно. Самое же интересное, что предложенный этой книгой подход способен к развитию. Ведь разнообразие человеческих обществ огромно. Западные общества WEIRD — это всего лишь одна веточка культурной эволюции, а сколько их реализовалось еще? И сколько их возможно? «Пока мы всего лишь окунули голову под воду и осмотрелись, — пишет Хенрик. — Этот психологический айсберг, несомненно, огромен, но насколько именно и как глубоко он уходит в мутные глубины — мы сказать не можем». Будем надеяться, что пока не можем.

Отзыв с Лайвлиба.

В самом начале говорится, что ничья культура не лучше и не хуже. Но при этом, мы честнее, богаче, терпеливее, образованее и вообще красивее. Но не подумайте, мы ничем не лучше... Читал как-то книгу основателя Sony, где он в какой-то момент сравнивает Западный индивидуализм и Японский коллективизм. Итам, у него все с точностью наоборот. Странно что такое присуще даже главам корпораций и ученым. Само же исследование Западной культуры, на мой взгляд очень слабое. Кажется перепутаны причины и следствия. И приведенные в книге убеждения, ценности, взгляды и тп приписываемые тем или иным культурам или этносам, думаю больше относятся к социальным стратам, нежели к географии. А путаница возникает в силу того, что в разных странах различный количественный социальный состав населения. К примеру, в развитых странах большая часть населения - средний класс, в развивающихся - большинство - бедняки и большой класс богачей, но средний класс практически отсутствует, а отсталых - мало богатых, нет среднего класса и много бедных, даже нищих. По сути книга сравнивает бедного человека и человека из верхушки среднего класса (среднего инийца и среднего американца к примеру). Легко отказаться от маршмеллоу, когда на завтрак ты съел таких 5, а дома тебя ждет еще 30. Сберегать средства, когда у тебя закрыты все базовые потребности и не тащить со столовой мясо, когда траты на питание - 15% твоего дохода, а не 90%. отсутствие нужды на самом деле облагораживает человека. Это позволяет ему получать лучшее образование, а образование повышает в том числе и моральные качества, у человека есть время и возможности осмысливать свои ценности, поведение и формиррвать более осмысленную картину мира. Очень много теорий построенных на том что, вот мол мы морально качественее, потому то, мы и богаче живем. И мало попыток принимается найти альтернативные причины богатства развитых стран. Потому видится, что исследования проводятся в основном ими же, а как мы видили в начале комментария каждой лягушке приятно хорошо думать (и она в самом деле так думает) о своем болоте, даже если лягушка, светило науки или еще какой большой дядя. Поэтому, истинная причина такого положения дел - неясна, а все приобретенные (и часто рассматриваемые как причины) моральные качества - лишь следствие, этого самого материального развития.

skurdovx, "моральные качества - лишь следствие, этого самого материального развития."

Да нет, это марксистская чепуха. Общее благополучие складывается из качества взаимодействия индивидов.

Если вам понравилась книга Д.Даймонда "Ружья, микробы и сталь", то конечно нужно прочитать и эту книгу для полноты картины. Эта книга как бы продолжение идей Даймонда, но с точки зрения культурной социологии. Очень обстоятельный труд!

mf_34109381552728074, продолжение идей Даймонда – "Происхождение" Дартнелл. Хотя реально сложнее – см. Вацлав Смил "От микроорганизмов до мегаполисов" и простую Соуэлл "Принципы экономики". Хотя книгу кому-то стоит прочесть (о том же короче – видео "RTVI биолог Марков"), тут какая-то чушь уже в конце описания: без кучи правил вроде дворцового этикета, грамматики французского языка и сложной китайской иероглифики (до середины 20 века) освободившиеся ресурсы мозга, время и прочее можно направить в более конструктивное русло (медицина, наука, КПД двигателей и т.п.).

Читается книга легко, в нее вложен действительно серьезный смысл, прям растворяешься в написанном, а главное, что многое начинаешь понимать, почему так и вот так, а не иначе. Классная в общем.

Ирина Крылова, многие объяснения лишь кажутся адекватными, если не знать каких-то нюансов (см. видео "Это же очевидно" TrashSmash). Шире – под отзывом читателя Инна Поночевная.

Logi sisse, et hinnata raamatut ja jätta arvustus

В то время как религиозные убеждения оказываются ключевым фактором для раннего распространения грамотности и школьного образования, материальная заинтересованность и экономические возможности таковыми не выглядят. Лютер и другие лидеры Реформации не особо интересовались грамотностью и образованием как таковыми и не стремились к экономическим и политическим выгодам, которые они принесли бы столетия спустя. Обоснованием для sola scriptura служило, прежде всего, то, что это был путь к  вечному спас

Behavioral and Brain Sciences

Raamat Джозефа Хенрика «Самые странные в мире: Как люди Запада обрели психологическое своеобразие и чрезвычайно преуспели» — laadi alla fb2, txt, epub, pdf formaadis või loe veebis. Jäta kommentaare ja arvustusi, hääleta lemmikute poolt.
Vanusepiirang:
12+
Ilmumiskuupäev Litres'is:
29 detsember 2023
Tõlkimise kuupäev:
2024
Kirjutamise kuupäev:
2020
Objętość:
880 lk 84 illustratsiooni
ISBN:
9785002231829
Allalaadimise formaat:
Tekst, helivorming on saadaval
Keskmine hinnang 4,7, põhineb 33 hinnangul
Tekst
Keskmine hinnang 4,8, põhineb 11 hinnangul