Maht 521 lehekülg
2012 aasta
Русский крестьянин в доме и мире: северная деревня конца XVI – начала XVIII века
Raamatust
В монографии исследуются основные социальные ассоциации – семья и деревенский мир, в которых протекала повседневная жизнь крестьян Русского Севера в конце XVI – начале XVIII в. Она локализовалась в доме-дворе и определенном инфраструктурном пространстве. Через разноуровневые связи, в которые вступал индивид в микромире деревни и волостной общины, а также за его границами, контактируя с должностными лицами земского мира и воеводой как представителем власти, выявлены ценностные ориентации и мировидческие представления крестьян. Культурно-исторический подход не исключает обращения к социальным экскурсам, что вкупе способствует углубленному пониманию образа, стиля жизни крестьян и социальной природы российской деревни.
Это научная монография. Очень сложна в понимании. Я искала материал по строительству традиционной и збы и устройству дворов на севере и юге в более доступной форме для того, чтобы рассказать об этом подросткам в школе. Очень трудно было найти какие-то важные для меня факты. Для кого это написано? Это сколько человек могут прочесть эту книгу? Им интересно?
А труд за этим огромный.
Эта книга - научная монография, поэтому совершенно точно не подойдет тем, кто не готов к академическому языку. Я лично читаю довольно много исторических монографий и такой язык меня не смущает, даже радует, потому что в таком тексте даются ссылки как на работы других ученых, так и на источники. Работа посвящена воссозданию "микроистории", истории повседневности на материалах писцовых описаний 17 века, сохранившегося актового материала, сметных книг, на базе тех крупиц информации, которые можно извлечь из тех источников, которые создавались абсолютно для других целей (учетных, податных). Автор с большим или меньшим успехом пытается восстановить структуру крестьянской семьи, внутрисемейные отношения, восприятие времени крестьянами (крестьянский календарь), ландшафт северных регионов и крестьянских хозяйств, взаимоотношения внутри крестьянского мира, опираясь на источники, описывает, как производилась раскладка тягла, как строились взаимоотношения между разными земскими мирами (волостным, посадским) и представителями власти. Помимо этого затрагивается тема воеводского двора (какие должности были, кому крестьяне дарили подарки, по каким поводам) и праздников. Что меня в книге немного смущало, так это тривиальность некоторых выводов и избыточный объем цитирования источников в некоторых главах (например, при разборе различных крестьянских споров), его вполне можно было бы вынести в приложение или ссылки, сплошное же цитирование сильно затрудняет чтение. В целом же прочитать ее было интересно и полезно, так как я узнала кое-какую новую информацию об особенностях жизни крестьян северных уездов.
«А во дворе изба наземная да против избы сенник на подклете да возле избу сенница на хлеве да два сарая да баня да вон двора и четверть овина и огуменника четверть»1.
Arvustused, 2 arvustust2