Интереснейшие воспоминания. Учитывая, что автор долгое время занимался и военной разведкой, и военной дипломатией, его мемуары очень ценный источник по истории как последней трети 19, так и начала 20 вв. Книга раскрывает многие нюансы работы офицеров Генерального штаба России, в том числе и по разведке в Османской империи
Maht 630 lehekülgi
2014 aasta
От Русско-турецкой до Мировой войны. Воспоминания о службе. 1868–1918
Raamatust
Воспоминания генерала от инфантерии Эдуарда Владимировича Экка (1851–1937) охватывают период 1868–1918 гг. В книге рассказывается о времени его службы в лейб-гвардии Семеновском полку, а также о Русско-турецкой 1877–1878 гг., Русско-японской 1904–1905 гг. и Первой мировой войнах. Автор дает уникальную картину жизни Российской императорской армии от могущества 1860-х до развала ее в хаосе Февральской революции 1917 года. Огромное количество зарисовок из военной жизни Российской империи, описания встреч автора с крупными историческими фигурами и яркие, красочные образы дореволюционной России делают воспоминания Экка поистине ценнейшим историческим источником.
Книга четко соответствует своему названию – перед читателем воспоминания о службе генерала Эдуарда Владимировича Экка, описывающие период с 1868 по 1918 гг. Автор добросовестно стремится поведать читателю о своей жизни, начиная от службы портупей-юнкером в Семеновском полку до зачисленного в запас генерала.
Экк по своим убеждениям – убежденный монархист, каким и полагалось быть офицеру второй половины XIX- начала XX веков. Но рассказ о его жизни практически аполитичен, за редким исключением в описании 1917-1918 гг. Иногда складывается такое впечатление, что кроме полков, дивизий и батальонов генерала на протяжении всей его жизни ничего не интересовало. Лишь где-то на периферии повествования периодически появляются жена генерала, дочери, сын, застрелившийся в 1914 году, отказавшись сдаться в плен. При этом Экк больше делится своими впечатлениями о пережитом опыте, событиях, дает свои оценки и пытается показать идеал офицера, к которому он всегда стремился. Автор аргументировано спорит с другими мемуаристами, например, генералом Красновым, или российской прессой начала XX века, если считает точку зрения несправедливой или необоснованной.
Конечно, воспоминаниям Экка не чужд мотив самооправдания. В русско-японскую и Первую мировую у подчиненных генералу частей всегда был порядок, отношения с местным населением доброжелательные, солдаты были хорошо одеты и накормлены. Экк предстает перед нами как человек, который заботился о своих подчиненных, ставил четкие требования перед офицерами и следил за их исполнением, нерадивость карал строго, но не был чужд милосердию, если понимал, что проступок небольшой или человек исправился. Всегда докладывал о проведенных боях как было, заслуги своих солдат и офицеров не приуменьшал, но и не преувеличивал, превращая легкую перестрелку в полномасштабное сражение. Идиллической картины однако не складывается, потому что Экк не замалчивает неприглядные стороны фронтового быта. Например, как в русско-японскую, так и в первую мировую солдаты не гнушались грабить местных жителей, забирать у них продовольствие и фураж, хотя все меры по пресечению таких поползновений принимались: организовывалась военная милиция в деревне, выставлялась охрана у съестных припасов.
Самой удачной мне показалась четвертая глава, посвященная командованию 26-м пехотным Могилевским полком. Глава очень теплая и позитивная. Читается как добротная производственная повесть о жизни полка, быте офицеров и солдат. Экку очень захватывающе удалось описать, как он в чине полковника пришел в новый коллектив, налаживал отношения с офицерами, заведовал полковым хозяйством, следил за подготовкой солдат, унтер-офицеров, пытался привнести больше продуктивности и снизить градус традиционных пороков армейской среды: пьянства, азартных игр, рукоприкладства, лени. Мне в голову приходит сравнение с повестью «Поединок» А. Куприна, однако у Экка описано положительное изменение полка. Его подчиненные офицеры деятельны и инициативны, унтер-офицеры показывают себя с лучшей стороны, солдаты больше не подвергаются открытым избиениям, наоборот, ими занимаются, начиная от постройки новых жилых помещений до организации досуга - различных подвижных игр, конкурсов с полезными призами в виде одежды, сапог и денег. В целом, по главам про русско-японскую и первую мировую войну заметно, что автор при создании мемуаров опирался на некие записки, сохранившиеся у него документы. Он указывает, что дословно приводит разговоры с генералом Куропаткиным, некоторые его приказы, рассказ попавших в плен солдат и письмо считавшегося пропавшим без вести офицера. В других же главах, мемуарист подчеркивает, что восстанавливал отдельные события по памяти.
Итог: впервые опубликованные мемуары генерала Э.В. Экка, участника трех войн, добавляют еще несколько штрихов к портрету дореволюционной российской армии. Можно смело рекомендовать к прочтению как исторический источник личного происхождения исследователям и всем интересующимся отечественной историей.
Jätke arvustus
Arvustused
2