Двойственное впечатление от книги. С одной стороны оценка положительная. Ощущения позитивные. Герои объёмные и их мотивация во многом мне импонирует. Спираль сюжета разворачивалась ровно и было много ярких сцен в книге. Возможно, несколько мелочей не понравились, но они для женской прозы скорее являются правилами, чем исключением, чтобы на них делать акцент в конкретной рецензии. Но с другой стороны – было два момента, которые неимоверно бесили всю дорогу и это знатно подпортило настрой. Если бы их просто пару раз упомянула автор, то ладно, но эти две темы красной нитью прошли сквозь всё произведение.
Первое. Функционал как предмет. Сейчас повсеместно употребляют слово функционал вместо функциональности. Хотя он про математическое понятие функции от функции. А она – набор функций системы. Возможно, для кого-то звучит похоже, но по сути это разные непересекающиеся понятия. Занимаясь разработкой ПО много лет, я знаю, что эта замена понятий, ставшая в каком-то смысле профессиональной деформацией разработчиков, перешла в медиа и была растиражирована там. Причём в прямом смысле растиражирована – ведь я говорю о печатной книге. Но это не камень в огород Екатерины Каблуковой. Ведь функционалом функциональность называют во множестве книг, которые попадались мне в последнее время. Проблема в том, что даже если принять функционал в смысле функциональности, то он всё равно не является интерфейсом, консолью, инженерным устройством, пультом управления или чем-то ещё визуальным или тем более материальным. Его нельзя потрогать руками, посмотреть на него, подключить его к компьютеру, принять на него звонок или передать в него файлы. И тем не менее именно этим постоянно занимаются герои «Космического ВНЖ». И это просто А-А-А!!!
Второе. Бордель в НФ. Давайте подумаем, что такое на самом деле бордель. Если предположить, что где-то существует обмен секса на деньги, то это не бордель, а договор между людьми. И сколько бы ни кривлялись пуритане и моралисты, в этом действительно ничего страшного нет. Но бордель – это организация, организованная деятельность то есть. И как показывает вся человеческая история, основана она на преступности (тоже организованной), сутенёрстве, траффикинге (современное понятие рабства) и ущемлении работников в одном из основных человеческих прав – праве на свободу выбора. Исследования показывают, что даже в наше время пользователи этих т.н. «услуг» там, где они легализованы, вполне осознают, что у проституированных людей нет возможности от «работы» отказаться ни частично, ни полностью. И тем не менее спокойно пользуются. И видимо этого недостаточно, раз повсеместно образ борделей пытаются обелить, выдавая безвыходную ситуацию, в которую попадают проституированные люди, за их личные предпочтения, приносящие исключительно пользу и радость. Именно это слово «радость» сильно покоробило в «Космическом ВНЖ». Да, сейчас в женской прозе что ни книга, то обязательно с борделем, куда герои-мужчины бегут, теряя штанишки. Но зачем в прекрасном будущем, где высоко развиты наука и техника, придумывать бордель? Даже если сама его идея нигде не жмёт, то хотя бы давайте будем логичными. Физиологическую потребность, без помощи в которой якобы какие-то мужчины могут лечь и помереть на месте, издревле можно решить банальным способом. Называется он «руки». А в будущем, в космической эре вообще-то, этот замечательный инструмент вполне можно было бы автоматизировать. Но нет, писательница зачем-то придумывает целую планету несчастных «жриц любви», которым доставляет неимоверную «радость» продавать своё тело изо дня в день. Зачем было всё так усложнять? И особенно это коробит на фоне основной темы книги о борьбе за равенство женщин и мужчин на трудовую деятельность и выбора себе спутника жизни без указки родителей. Что за двойные стандарты вообще? Почему глав. героине можно, а целой планете нельзя?
Arvustused
59