Maht 270 lehekülgi
2023 aasta
Пропавшие в Эдеме
Raamatust
«Пропавшие в Эдеме» – последний роман популярного современного израильского писателя Эшколя Нево – состоит из трех частей, на первый взгляд не связанных между собой. В новелле «Дорога Смерти» переживший тяжелый развод мужчина, путешествуя по Боливии, встречает молодую семейную пару и оказывается вовлеченным в их странные отношения, которые стремительно продвигаются к неизбежной смертельной развязке. В новелле «Семейная история» пожилой врач, не так давно потерявший любимую жену, испытывает противоречивое влечение к молодой девушке-интерну. В третьей новелле, давшей название всему роману, муж главной героини, гуляя с ней по фруктовой плантации, сворачивает на узкую тропинку и исчезает навсегда. Его супруге не только предстоит разгадать это загадочное исчезновение, но и постараться сохранить то, что осталось от ее семьи…
«Пропавшие в Эдеме» Эшколя Нево – это роман о загадках и хитросплетениях любви: между мужчиной и женщиной, между родителем и ребенком, между человеком и тем, что он потерял навеки.
Открыла для себя этого израильского автора, и его книги стали моими фаворитами. Каждая из них — настоящее литературное удовольствие. С нетерпением жду его новые произведения. Герои его книг отражают современную жизнь и цепляют своей реальностью.
Я прочитала книгу на прошлой неделе, ощущения от нее у меня еще не устоялись, я пока перевариваю прочитанное. Но первое впечатление очень сильное, хотя мне пока и трудно его сформулировать до конца.
По структуре это три новеллы, не связанные между собой сюжетно, но объединенные общим мотивом – темой одиночества и нашей тоски по близким отношениям. И еще это истории с несколькими пересекающимися персонажами. Пересекающимися совсем слегка, по касательной, несколькими мазками, но это очень удачный штришок в общей картине, меня зацепило.
Но при том, что тема у новелл общая, Нево каждый раз играет на новом поле, меняя жанр от истории к истории. Он предлагает читателю под одной обложкой криминальный триллер в миниатюре, психологический самоанализ и экзистенциальные размышления о жизни, выборе, боли и семье.
Это не самое легкое чтение, сразу скажу. Третья новелла стала для меня откровенно триггерной, потому что совершенно неожиданно отзеркалила нынешние израильские события. Но это хорошая литература, Нево здесь в очередной раз цепляет за самое сердце, ну а то, что больно немного в итоге… Что поделать, жизнь она не пикник, сами знаете.
Это роман из трех частей. Но мне показалось, что книга состоит из трех отдельных новелл и каждая по своему интересна.
«Дорога смерти».
Главный герой мужчина после развода отправляется в Боливию. Знакомится в Боливии с парой, молодожены - мужчина молчалив, женщина говорлива.
Муж погиб. Главный герой отправляется к вдове.
«Семейная история».
Пожилой мужчина, врач, вдовец, дети взрослые, у них своя жизнь. Он одинок. Молодая женщина ординатор, потеряла отца. Она одинока.
У них много общего: работа, схожие интересы вне работы. И что из этого получилось.
«Пропавшие в Эдеме».
Главные герои взрослые люди, мужчина и женщина, они такие разные - она - эмоциональная, он - спокойный. Они давно вместе, взрослые дети. И .. мужчина исчез.
Три новеллы о любви, о взаимоотношениях. Что такое любовь, любовь или страсть, что может простить любовь.
Красивый язык. Читать такие произведения - истинное наслаждение.
На самом деле никакой это не большой роман, а три маленькие повести. Начав с первой, я предвкушала долгое многоплановое развитие ее идеи и в ней самой, и в остальных, но всё, чем автор связал их, было лишь упоминание персонажей из предыдущих в последующих. Тем не менее, каждая из них точно стоит большого романа благодаря своей сюжетной необычности. Похоже, я становлюсь поклонницей Э.Нево и соглашаюсь с А.Озом в том, что он умеет отлично рассказывать истории, а главное – придумывать сюжеты, что для меня служит сигналом несомненного литературного дара, причем сюжеты не хайповые, не выхваченные из токсичных проблем повседневности на потребу себе любимому, а адресующие читателя к сущностным человеческим дилеммам, не всегда разрешимым, но нуждающимся в понимании и выработке в их отношении собственной позиции.
Не знаю, как у других читателей, а у меня книги иногда обнаруживают синхронистичную тенденцию сбиваться в стаи, и первая повесть Э.Нево «Дорога смерти» оказалась созвучной только что прочитанному «Поляку» Дж. Кутзее из-за необычной и уж точно не банальной истории отношений между двумя людьми. Взглянуть на что-то, тем более, на любовь, с некоей другой точки зрения удается редко кому, но у Э.Нево выходит просто здорово. Конечно, о том, что происходит и произойдет, читателю несложно догадаться с первых страниц, но здесь интересен сам процесс раскрытия смыса, внутренней философии случившегося, его повороты и последствия. Начав читать, ты не можешь остановиться и несешься к концу, как металлические опилки к магниту, но текст все равно удерживает в себе потенциал для удивления. Об обеих историях мне так и хотелось сказать: «Ах, как же это…».
«Семейная история» мне понравилась меньше, но всё равно развернула мои рефлексии в сторону гуманизма, создав дополнительные линии осознания того, что есть и что значат для человека любовь, милосердие, благодарность, какова цена человеческих ошибок и непонимания друг друга, как суметь сориентироваться в мотивах даже не другого, а самого себя. В общем, это была хорошая пища для ума, расположенного немного житейски пофилософствовать.
А вот «Пропавшие в Эдеме» перегрузили меня сложной символикой, и я не уверена, что не заплутала в лабиринтах авторского замысла. Эта повесть, вошедшая в сборник последней, но давшая ему название, понравилась мне меньше других. И дело не в отсылках к Талмуду и каббале, не в сложных ассоциативных ходах, и даже не в том, что затронута тема смерти как перехода к иному виду опыта, а в самой атмосфере текста, возносящей читателя над житейской суетой и взывающей к тому, чтобы он начал смотреть на жизнь принципиально иначе, в ином масштабе. Выход за пределы себя – сложная практика, но в этой повести это может удастся. Так что книга задает девиз лета: и это не «Ешь, гуляй, дыши», а «Думай, чувствуй, постигай», что лично мне подходит больше.
У меня сложилось ощущение, что Эшколь Нево любит число три: вот уже в третьем (что, кстати, тоже символично) романе я отмечаю его сосредоточение на этом знаке. Были и «Три этажа», и три семьи в «Тоске по дому», а теперь вот и три истории, собранные в одну, так или иначе затрагивающие тему потерянного рая. Эта книга оказалась менее удачной, на мой взгляд. Из трёх историй меня больше всего зацепила первая - «Дорога Смерти». Мор, молодая женщина, путешествующая со своим новоиспечённым мужем по Боливии, вдруг приходит в комнату к другому мужчине-земляку, которого они случайно встретили. Омри, тяжело переживший развод, оказался в эмоциональной ловушке, в которую его затащила полная сомнений Мор. Это совсем не типичная история об измене, это что-то гораздо более глубокое и запутанное. Мор напомнила мне Еву из того самого райского сада, которая воспользовалась доверием и благочестием Адама.
Вторая история о докторе и его интересу к молодой коллеге, которая годится ему в дочери, вызвала у меня много вопросов. А вот третья, о муже, пропавшем во время регулярной прогулки с женой, показалась ну уж совсем психоделичной. Думаю, именно она испортила впечатление от книги в целом. Это как Штирлиц в конце разговора с Рольфом в итоге просит у него снотворное, чтобы отвлечь его от истинного смысла их беседы. «Запоминается последняя фраза» — вот и тут, запомнилась, к сожалению, последняя фраза книги.
Читая сноски и пояснения к роману, я поняла, что он больше будет понятен тем, кто говорит на языке Эшколя Нево. Судя по всему, в тексте очень много игры слов и пересечений с религиозными текстами (талмудом, в частности), которые не было возможности передать в переводе. Отсюда, скорее всего, и невысокий рейтинг романа по сравнению с другими его работами.
Это взрослый роман о взрослых людях: о тех, чьи жизни уже столкнулись с так называемым кризисом среднего возраста, у кого уже взрослые дети со своими же проблемами. О тех, которые потеряли и которые потерялись. Мне ещё кажется, что Нево писал не о том рае, которого ждал читатель. Вот эта сноска натолкнула меня на эту мысль:
В Талмуде, в трактате «Хагига», рассказывается о четверых мужах, которые вошли в Пардес – аллегорический райский сад, под которым, видимо, подразумевался опыт мистического познания. Только один из четверых сумел благополучно покинуть Пардес. Участь остальных троих была печальна: один умер, другой сошел с ума, третий стал отступником. Также от слова «пардес» происходит «paradise» – «рай».
Райский сад у Эшколя Нево — это точка невозврата.
Отмечу последнее: автор придает большое значение физической стороне любви. Во всех его книгах герои занимаются любовью, порой в условиях, когда это кажется совершенно неуместным. Однако он всегда стремится подарить своим персонажам максимальную близость, на всех уровнях. Я бы назвала это его же словами «дуэтом тел», которые он употребляет в первой новелле «Дорога Смерти»:
…это как игра в хорошем дуэте, дуэте тел, в которой все естественно, все кипит так, как не должно быть, как не может быть между мужчиной и женщиной, которые почти не знакомы; игра, в которой всякое прикосновение желанно, в которой оба чувствуют, насколько оно необходимо. Они касаются друг друга страстно, отчаянно. И это не делает их эгоистами, наоборот, они становятся более щедрыми друг к другу.
Нево не хочет видеть героев одинокими, как бы это ни проявлялось — в дружбе, в любви, в семье, в профессии. Он делает одиночество ситуацией, которую можно разрешить щедростью…
Arvustused, 6 arvustust6