Maht 201 lehekülge
2024 aasta
Самоубийцы и другие шутники
Raamatust
Евгений Чижов – прозаик, дважды финалист «Большой книги», лауреат премии «Венец» Союза писателей Москвы («Перевод с подстрочника»), финалист премии «НОС» и лауреат «Ясной Поляны» («Собиратель рая»).
Непохожих друг на друга персонажей рассказов Евгения Чижова объединяет их неизменная готовность к экспериментам над собой в поиске своих, незаемных истин, их легкость в обращении с жизнью и смертью и безоглядность, с которой они способны перейти границу между ними. Завороженный этой легкостью автор рассказывает истории своих героев, порой пересекающиеся с его собственной, и тогда повествование приобретает автобиографический характер, а иногда вырастающие до развернутых метафор катастроф нашего времени.
Именно так я всегда говорю о прозе Евгения Чижова, потому что искренне люблю его творчество и у меня просто-напросто не поворачивается язык сказать как-то по-другому, потому что стоит мне открыть его книгу - я проваливаюсь с головой в водоворот словосочетаний и богатства русского языка.
Данный сборник совсем небольшой, тут всего лишь 7 рассказов, зато каких - каждый на вес золота. Они все о разных людях, но тонкой нитью все связаны между собой тем, что есть в их героях толика темы самоубийства, кто-то делает это неосознанном, посредством наркотиков (привет 90-е), кто-то - хотел бы уйти из жизни специально, да что-то как-то не получалось.
Местами трогательные, местами мрачные, рассказы погружают в меланхолию, но при этом некоторыми фразами цепляют так. что жить хочется вдвойне сильнее и ярче.
Кстати, есть один рассказ, который является автобиографичным - "Автостоп-1984", который очень честный и в котором автор предстает перед своим читателем будто обнаженный. А такие моменты безумно ценны.
Я в восторге, что сказать. Евгений Чижов - один из моих самых любимых писателей. Помню, переживала безумно за него на премии "Ясная поляна". А потом светилась от радости.
Мне книга понравилась. Скажу честно, про этого писателя я узнал из новостей от его трагической гибели, к сожалению. Решил почитать. Ему столько же лет как мне, поэтому то, о чем он пишет, мне близко и знакомо. Прочитаю все его книги.
Очень хорошо книга. Скажу больше, отличная!
Не назову себя поклонницей прозы, но былр восхитительно. Интересно, легко, места завораживающе
Раз уж спойлер в самом названии… Существует классификация суицидников – на каком они этапе: мысли о, замысел, намерения. В книге их много разных, на разных этапах. Все рассказы хороши, но завершающий – гениален. (Накануне его прочтения я, как и его героиня, тоже встретила косулю, стояла она на обочине дороги, выйдя из леса как с картинки обложки, накладка усилила пронзительность.) Огромное профессиональное психотерапевтическое спасибо автору. И отдельное, простое человеческое, за “вкус белорусского хлеба”.
От страшного, горького, жестокого бегу в книги. Это как возможность укрыться в детстве с головой одеялом, оставив щелочку для дыхания - невидима, меня здесь нет. "Самоубийцы и другие шутники" кажется не самым подходящим пространством, чтобы спрятаться от вчерашнего кошмара, но название обманчиво. Это книга не о смерти и уж тем более не о самоубийствах как способе какой-то немыслимой шутки. Она о том, как остро чувствуешь жизнь, когда рядом проходит смерть. В этот раз не забравшая тебя.
У Евгения Чижова, номинанта и лауреата, люблю на премиального "Собирателя рая", а "Перевод с подстрочника". Новый сборник рассказов - семь историй, герои которых избежали смерти (не все), хотя вели себя так, что это скорее удивительно. "Автостоп-1984" с ужасами тоталитаризма ничего общего не имеет, а вовсе даже про то, как молодые раздолбаи отправились на каникулах по просторам необъятной советской родины. В последнее лето перед тектоническими сдвижками, которые уничтожат этот душноватый, но такой стабильный и понятный мирок. Прибалтика, Белоруссия, Молдавия, Украина. Палатки и спальники, много алкоголя, самопальных веществ, беспорядочного секса и рок-музыки. Могло бы убить, в сочетании и по отдельности, но остались живы и даже не то, чтобы ностальгируют про небо голубее, трава зеленее и все вместе мы Народ. Просто было так.
Герои "Сени", "Крючка" и "Последнего раза", в самом деле пытаются лишить себя жизни. Причины разные, мотивация тоже: один "от любви", другой на почве пьянства, третья не находит другого выхода из затяжной клинической депрессии. Все хорошо. что хорошо кончается "Алина" - женщина из прошлого, ровесница, поразившая рассказчика в возрасте за пятьдесят внезапной юной красотой. Она. которая употребляла в немыслимых количествах и сочетаниях, когда все они жили в сквоте, три десятка лет назад. Для одного пара месяцев экспериментов заканчиваются дуркой или гибелью, другая тридцать лет ходит по краю. не срываясь в бездну. В "Алине" отголоски уайльдова "Портрета Дориана Грея" и "Флэшбэка" Симмонса, когда вожделенным становится не химическое наслаждение, но возможность вернуться посредством психоделика в прошлое, пережить бывшее с тобой двадцатилетним, вспомнить все.
"Боль" и "Ревность" не о людях, разрушающих себя, скорее о попавших между молотом и наковальней обстоятельств, которые не вольны изменить. Будь то война, с которой друг возвращается совершенно отбитым или беспомощность прикованного к постели, травмированного человека. Положение, во многом созвучное тому, в каком сейчас большинство из нас.
Сильная, мастерски сделанная книга, созвучная сегодняшнему настроению.
пустовал, жизнь вымерзла из него за долгие зимы, вещи забыли о своей принадлежности человеку, на всем лежал ощутимый налет напрасности существования, разве что мыши пользовались из года в год этими стульями, кроватями и шкафами, оставляя повсюду в знак благодарности катышки своего помета.
Ülevaated, 10 ülevaadet10