Помните описание дуба из "Войны и Мира"? Поздравляю, аллею из этих дубов Филип Фракасси старательно высадил у себя в романе.
Такое впечатление создается из-за того, что автор зануднейшим образом все разжёвывает. И по началу это не мешает прочтению, так как не знаешь масштаб катастрофы во второй части романа.
В лучших традициях классической литературы нас ждет неторопливое знакомство со всеми действующими лицами задолго до основного сюжета.
Мы узнаем все о Генри, его семье и происхождении. Отца увольняют, ведь в южном штате он не пришёлся по вкусу заказчице, так как они негры.
К слову, современной политкорректности тут хватает. Однако, автор показывает ее однобоко, чтобы набрать себе социальные баллы (каждый второстепенный персонаж - это гей или нац. меньшинство), но в итоге делает это примитивно. Персонажи от этого выглядят искусственно. Или же он это сделал, дописывая второпях по указке редактора?
Злодеями выступают: консервативно белые (неудивительно, так как действие происходит на юге), мексиканцы, типичные деревенщины из трейлер-парка с анекдотичными инцестными отношениями, и неожиданно австралиец.
Но вернемся к сюжету. Вот они, бедные-несчастные, путешествовали по автотрассе, пока не случилось непоправимое: пьяный водитель сбивает Генри и его отца. Генри выживает и, благодаря судебной тяжбе его дяди, получает досудебное соглашение в размере двух миллионов от транспортной компании. Как Генри приходит в себя, то понимает, что так, как было раньше, больше не будет. Ведь он получил дар ясновидения. И на это отведена большая часть книги.
Я не зря вспомнил про Толстого, так как объем романа как у «Анны Карениной». Огромные куски текста, если выкинуть из книги, не повредят сюжету, а лишь придадут динамики. Автор явно набивает количество символов, не зная, на чем сконцентрировать свое внимание. Это детектив с элементами мистики или хоррор?
К середине книги (наконец-то) Генри похищают из-за досудебного соглашения и начинается основное действие.
Как я считаю, именно тут автор не смог определиться какого жанр его роман и по какой дороге пойдет сюжет. Как спастись Генри: при помощи своих способностей, таинственного монстра или ожидания помощи со стороны полиции? Ответ прозаичен.
Если автор напирает на расизм, то отчего в южном штате из-за похищения чернокожего ребёнка сразу же прислали весь штат полиции, специалиста из ФБР и КСЗ (команду по спасению заложников)? Ещё бы вызвали звездный десант. Было бы более безысходно и остросюжетно, если бы полиция вела расследование для галочки, и Генри нужно было рассчитывать на себя и свой дар.
Но детектив Спиноза с самым полицейским именем очень чуткий и легко колит подозреваемого! Он идет по следу, но преступники оказываются на шаг впереди. Он даже напивается от таких серьёзных и безрезультатных поисков. Занятное клише.
Но только как ему по телефону выдали ордер на обыск чернокожего ветерана? Почему эта политкорректность играет в поддавки? У детектива Спинозы было все, чтобы раскрыть дело: он смог сопоставить, кто участвовал в похищении и их явки-пароли. Но сюжет не дал ему этого сделать. Сюжету нужна мистика!
Генри, обладая ясновидением, прекрасно считывает эмоции своих похитителей. Описано это действительно интересно. Мальчик лавирует между человеческим злом и злом первобытным. Но этому уделено не так много внимания.
Для Генри нет ощутимой опасности. Не хватает высоких ставок. Я хочу переживать за ребёнка в окружении неуравновешенных личностей. Но с ним обходятся условно гуманно как похитители, так и чудище!
Также бы придало перчинки, если бы Генри случайно смог подсмотреть за отношениями Дженни и Грега, и девушка решила бы его зарезать, чтобы он точно никому не рассказал. Однако, их секрет все воспринимают как само собой разумеющееся. Но, увы, ее мотивация навредить Генри высосана из пальца.
Зачинщик всего безобразия – Джим, предстает перед нами как Мориарти. Он собран, у него все записано в тетрадь. Все персонажи говорят об этом огромном
как об исполинском чудовище. И не зря опасаются - он зачастую расправляется с жертвами голыми руками и не чурается убивать детей. Он никогда не спит. Да-да, мы поняли, господин Фракасси, что Вы тоже читали роман Кормака Маккарти - Кровавый меридиан, или Закатный багрянец на западе .
Но Фракасси не устаёт перечислять ужасность главного похитителя при каждом его появлении, доходя до комичности: а еще Джим в детстве любил топить котят!
Этот гений преступного мира перестраховался с машиной, в которой свершилось похищение, но
Еще позабавила прозорливость преступников: откуда они узнали точную сумму, которую выплатила транспортная компания? Это либо случайная оплошность, либо закономерная глупость автора.
Да и если мы поделим выкуп на пятерых, выходит на каждого по 400.000$. Видимо автор понял, что сумма не завидная получается и решил, что делить будут выкуп на 4 части – брат с сестрой получат совместную долю. И возникает вопрос: почему психопатка Дженни не хочет никого прирезать/соблазнить, чтобы получить свою отдельную долю? Увы, автор уделил внимание чему угодно, но не её финансовому благополучию - мы дважды будем читать предысторию их взаимоотношений.
Ах да. Тут еще и заявленный монстр! Читая роман, я потерял всякую надежду встретить его. Появляется он как по учебнику, нагоняя саспенс. В начале насекомоподобное чудище насылает жуков. Потом диких собак, потом насылает кошмары (опять же через жуков), и только в последних главах появляется само.
Ужасы описаны настолько талантливо ярко, что создается впечатление, что писатель так долго тащился к этому моменту, что достиг творческого акме в его описании. Я удивлен, как долго Филип Фракасси сдерживал самого себя и прятал свой талант в этом тягомотном тексте.
Стоит ли говорить, что, не появись чудище вовсе в этом романе, он бы ничего не потерял.
Видно, что это первый роман Фракасси. Он относится к нему с большим трепетом. У Фракасси интересные идеи, талантливое описание ужасов, те плюсы, которые он выработал при написании рассказов. Но они тонут в продолжительном произведении, являясь больше приятной неожиданностью, чем правилом, так как автор сильно засиделся за своим текстом, все добавляя и добавляя новые детали. Нужно уметь вовремя останавливаться и оставлять в покое свой текст.
Arvustused
7