Maht 1 lehekülg
1925 aasta
Великий Гэтсби
Raamatust
Роман об американской мечте и стремлениях, превзошедших границы возможностей, а также о безграничной вере в силы человека, сражающегося за свое счастье на каждом повороте непредсказуемой реки жизни.
Нью-Йорк, ревущие двадцатые прошлого века – эпоха джаза и сухого закона. Именно там, на Золотом побережье, развернулась захватывающая история таинственного магната по имени Джей Гэтсби. Скрытый от мира за шикарными фасадами своего имения, он считался чуть ли не призраком или легендой, и почти никто не знал, что его жизнь и любовь безраздельно принадлежали только одной женщине – прекрасной Дэзи Бьюкенен.
«Гэтсби верил в зеленый огонек, свет неимоверного будущего счастья, которое отодвигается с каждым годом. Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда – завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать руки… И в одно прекрасное утро…»
Для кого эта книга
Для широкого круга читателей.
Для поклонников классической литературы.
Для тех, кто хочет иметь у себя в библиотеке красивое издание в качественном оформлении.
Если ответить на вопрос: А стоит ли читать это роман? Ответ однозначный: да.
Попробую объяснить. Прежде, чем прочесть книгу я видела фильм, тот самый, с очаровательным Лео в главной роли. Собственно, фильм помню плохо, даже не знаю, насколько он соответствует книге, но помню, что картина яркая, блестящая, даже ослепительная. Во всем, в особенности это касается главного героя. Так вот, когда начала читать книгу, Гэтсби мне уже, автоматически, казался архиромантическим героем, красавчиком, и вообще, пусечкой во всех отношениях. Но! К нему я ещё вернусь.
Теперь о книге, с самых первых страниц автор погружает читателя в такой неприятный мир. Яркий, красивый, но до чего же отвратительный во всей его пустоте и бессмысленности. Этот мир настолько пуст внутри, насколько блестящ снаружи.
Всё это общество прекрасных дам и кавалеров какое то гнилое (как перезрелые огурцы на грядке - толстенькие, желтенькие, красивые, но только надави, а там и нет ничего, только слизь и пустота). Герои почти все, если не глупые, то уж точно не сильно обремененные умом. У них нет стремлений в массе своей, они инфантильны. Вся их жизнь - развлечение и пьянство. Да они даже в завтрашний день не смотрят, и сегодняшним не сильно дорожат. Вы только вспомните ту аварию, на подъездной дорожке дома Гэтсби, когда пьяное чучело надеялось заставить ехать дальше по маршруту автомобиль без колеса. Очаровательно (нет).
Собственно, Том и Дейзи... Такие же мерзкие, как и все:
они ломали вещи и людей, а потом убегали и прятались за свои деньги, свою всепоглощающую беспечность или еще что-то, на чем держался их союз, предоставляя другим убирать за ними.
Тут и добавить то нечего особо.
И вот, среди этих стекляшек и огурцов наш Гэтсби. С мечтой, со стремлением, с целью, к которой он шёл. Человек, положивший жизнь (пусть и не долгую) на то, чтобы обрести богатство, славу, любимую женщину. Почти все у него получалось. Для паренька из бедной семьи он много чего достиг и много сил потратил. И дураком не был, конечно. Однако...
Не ту женщину выбрал, не ту дорогу. И не тех людей в свое окружение. В сущности, при том, что каждая собака спешила к нему в дом развлечься, он все равно оставался один. Всегда один. До самого конца и даже после. И как же его жаль, до зубовного скрежета. И отца его жаль (я прям физически ощутила смятение отца Гэтсби, когда он увидел, что никто не пришёл на похороны сына).
Но я думаю, что такое душевное тепло, которое я испытываю к главному герою - результат фильма. Невозможно как то критиковать мужчину, если он очарователен, богат, влюблен, смущен и выглядит, как Лео Ди Каприо =)) а между тем, все же стоит чуть более скептичной быть =)
И вот я, стараясь отойти от образа и включить мозги, пытаюсь смотреть на Джея Гэтсби по иному. Он ведь не совсем уж и лапочка: не обременен моральными принципами (человека сбил, деньги не честным путем нажил), довольно нарциссичен (ему ведь нужно было, чтобы Дейзи сказала мужу, что никогда никого не любила, кроме него самого), иногда бесцеремонен (все эти его "старина"), лжив, в конце концов.
Но и все же, при всех недостатках героя, мне его глубоко жаль и мне он чертовски симпатичен. Возможно, он и умер (и должен был умереть) потому, что тот мир, который его окружал... не для него?
В общем, после прочтения книги навалилась на меня меланхолия какая-то. Но оценка высокая, естественно, потому что не оставила равнодушной меня эта история.
«Великий Гэтсби» Фрэнсис Скотт Фицджеральд
Сложно... Это одна из немногих книг когда сюжет для меня ушёл на второй план, а на первый вышли мысли. Друзья, черные и белые полосы в нашей жизни...
Действия завёрнуты на замужесвах и изменах, но значение для меня больше имело окружение Гэтсби.
В начале он никто и звать его ничем, но благодаря своему стремлению к цели он выбился в люди. Его начали окружать люди.. сотни людей, они его "любили и уважали", но так ли это...
Нет черт возьми! И доказательству этому концовка книги. Спойлер, но в тоже время, как по мне хорошее объяснение почему нет его убила, а на похороны пришло лишь три человека. Его отец, человек который питал к нему уважение.. настоящее уважение и его друг, который один из немногих знает истинную его историю
Я больше не знаю что сказать..
Оказывается, Фрэнсис Скотт Фицджеральд долго метался в поисках подходящего названия для этого своего детища. Оказывается, Великий Гэтсби не был так популярен при жизни автора. Оказывается, первые отзывы о романе не были положительными. Оказывается, вторую жизнь в него вдохнуло поколение 50-х. Оказывается, исследователи находят в книге все новые и новые смыслы. А еще меня привлекла вот эта картинка, и оказалось... Ф. С. Фицджеральд был так очарован обложкой, созданной в 1925 году художником Френсисом Кугату к первому изданию романа, что по своим собственным словам буквально вписал эту обложку в свою книгу, над которой он в то время еще работал. И глядя на творение Кугату, понимаешь почему.
Великий Гэтсби стал для меня визитной карточкой Ф. С. Фицджеральда. Так уж получается, что в этом году у меня многое впервые. Впервые Стивен Кинг, впервые Кен Кизи, впервые Бернхард Шлинк, впервые Дафна Дюморье, впервые Андрей Белянин. И Фрэнсис Скотт Фицджеральд впервые. Очень рада, что начала свое знакомство с автором именно с этой книги! Я влюбилась в эту утонченную фатальность.
Язык романа подобен утреннему морозному узору на стекле – сверкающий, тонкий, изящный, как кружево Шантильи. Каждый элемент прекрасен и ни один не повторяется. Страшно нарушить такую красоту своим неосторожным дыханием. И ты стоишь, замерев от восторга, всматриваясь в хитросплетение узора, не стараясь постичь гений создателя, а просто наслаждаясь им.
Мой роман - о том, как растрачиваются иллюзии, которые придают миру такую красочность, что, испытав эту магию, человек становится безразличен к понятию об истинном и ложном. Ф. С. Фицджеральд
Гэтсби - человек-загадка, порождающий рефрен шепотков за спиной: «Он совершил убийство», «Он учился в Оксфорде», «Он бутлегер», «Он был на войне». У него роскошная вилла, на которой собираются десятки – а то и больше! - гостей, пьют шампанское под звуки джаза. Хозяин не жалует свои вечеринки, но они заявлены социальным протоколом для тех, кто хочет подняться наверх по золотой лестницы статуса и благополучия. А Гэтсби хочет. Почему? Все просто - им движет она, Мечта. Страстная, разрушительная мечта. Пять долгих лет он стремился к ней, совершая мыслимые и немыслимые поступки. И вот пробил час:
Были, вероятно, сегодня минуты, когда живая Дези в чем-то не дотянула до Дези его мечтаний, - и дело тут не в ней, а в огромной жизненной силе созданного им образа. Этот образ был лучше ее, лучше всего на свете. Он творил его с подлинной страстью художника, все время что-то к нему прибавляя, украшая его каждым ярким перышком, попадавшимся под руку. Никакая ощутимая реальная прелесть не может сравниться с тем, что способен накопить человек в глубинах своей фантазии.
Мечта чуть пошатнулась, но она еще крепко стоит на пьедестале. Гэтсби цепляется за нее изо-всех сил, искренне не понимая, что все изменилось. Ему кажется, что достаточно чуть упорства и железной воли, чтобы вернуть прошлое. Жизнь доказывает ему обратное. Он плывет по волнам неспокойного моря, желая познать его манящие дали, но море неизменно выносит его на берег.
По композиции роман похож на большое лоскутное одеяло, каждый кусочек которого контрастирует с соседними: Дези-мечта – Дези-реальность - Гэтсби – Том - рассказчик – Джордан – праздники – смерть... Больше всего меня зацепила сцена похорон. После подробного – на два листа - перечисления всех гостей, что приезжали на вечеринки к Гэтсби, кого мы видим на похоронах? Троих: одного скорбящего друга, одного случайного знакомого и несчастного отца Гэтсби. Не знаю, какую эпитафию напишут на могильном камне молодого человека, который мог бы многого достичь, если бы не она, Мечта. Мечта, которая столкнувшись с действительностью, разбилась вдребезги под звуки джаза.
Гэтсби верил в зеленый огонек, свет неимоверного будущего счастья, которое отодвигается с каждым годом. Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда – завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать руки… И в одно прекрасное утро…
Великий Гэтсби вне времени и пространства. Почти за век своей жизни он экранизировался четыре раза, как в Старом, так и в Новом свете. И продолжает экранизироваться по сей день. Первый фильм вышел в далеком 1926 году. Тогда Гэтсби был черно-белый и немой. Прошло почти 90 лет, несколько поколений любителей кино и книги посмотрели еще три версии фильма, и вот теперь мы с трепетом ожидаем очередной вариант, который выйдет в 2013 году, с Леонардо Ди Каприо в роли Гэтсби.
Пока ждем, я планирую посмотреть версию с Робертом Редфордом и Мией Фэрроу, 1974 года выпуска. Там есть пронзительной глубины кадр первой встречи, когда Дэзи нюхает розы и вдруг видит отражение Гэтсби в настенном зеркале. Потрясающе! Хотя критики посчитали, что перенести на экран стиль романа не удалось, я надеюсь, что мои ожидания фильм оправдает.
Jätke arvustus
Arvustused
87