Maht 230 lehekülgi
1992 aasta
Общество спектакля
Raamatust
Ги Дебор (1931–1994) – французский теоретик искусства, художник-авангардист, философ, писатель и кинорежиссер, основатель Ситуационистского Интернационала.
В этой книге представлены его основополагающие работы «Общество спектакля» (1967) и «Комментарии к Обществу спектакля» (1988).
«Общество спектакля» – это метафора мира, в котором утрачен непосредственный контакт с реальностью: «все, что раньше переживалось непосредственно, теперь отстраняется в представление». Работа посвящена анализу и критике как западной капиталистической системы – «общества рассредоточенного спектакля», так и советской авторитарной системы – «общества сосредоточенного спектакля». В «Комментариях» представлено общество интегрированного спектакля, включающего в себя и тоталитарный контроль, и диктат общества потребления.
В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Очень актуальная сейчас книга. Что-то в его теории есть от Шекспировского "мир - театр и люди в нем актеры". Только в этой книге уже не философия, а скорее психолого-политическая версия. Удивительно, что столько времени прошло, а мы упираемся во всё те же мировые проблемы. Кажется, с приходом общества потребления они только вышли на новый уровень.
"Мир я сравнил бы с шахматной доской: То день, то ночь. А пешки?—мы с тобой. Подвигают, притиснут, — и побили; И в тёмный ящик сунут на покой. Омар Хайям.
Ну что же. Если переварить и принять всё, что пытался донести Ги Дебор, можно смело засунуть кольт в рот, и нажать курок. Общество дезинформировано, истина профанирована, искусство фальшиво. Слюнявая пасть прогресса и экономики поселилась в домах каждого, а наука подалась в проституцию. Самое страшное не сам факт, а слепота масс, и даже не безразличие. От всего этого никуда не деться, но есть средство, и надо начать, начать с ревизии. Для начала ревизии "Себя", хотя бы с такого простого шага ,на который намекает старик Ги. "Книги —это единственный способ постичь всё богатство человеческого опыта, накопленное до становления спектакля."
Новая эпоха не за горами! И Нас на неё хватит!
Прочитанное наконец-то "Общество спектакля" оставило во мне тягостное ощущение. На протяжении всей книги я с упоением наблюдал, как на моих глазах раскрывается коварство и лживость спектакля во всей его широте. С первых же страниц меня мучило, что я не могу вербально определить для себя, что же такое спектакль. И хоть сущность о нем интуитивно постигнута, конкретнее сказать и осознать себя в нем и его в себе я не могу - настолько мы все сейчас в него вовлечены, что абстрагироваться и отделить себя от него невозможно. Раздумья о нем чреваты лишь головокружением, подобным тому, которое всегда начинается, стоит мне лишь подумать о расстоянии, которое нужно преодолеть, чтобы достичь квазаров.
Впрочем, понятие спектакля по моим интуитивным прикидкам где-то смыкается с понятием доксы Ролана Барта.
Это, конечно, безрадостно. Особенно если учитывать, что я - один из тех, кто обслуживает спектакль и генерирует его. Из этой системы мне не выбраться. Ги Дебор предлагает мне лишь две альтернативы. Наркотики как средство примириться со спектаклем едва ли состоятельны - они лишь на несколько часов даруют иллюзию самопроживаемости и преодоления, а обрекать себя на безумие, чтобы выйти - значит, последовательно утверждаться в своей мертворожденности.
Постепенно становлюсь Нарциссом.
Коль скоро реальность иллюзорна - в полном соответствии с Ги Дебором, остается уповать и упиваться лишь тем единственным, что пока остается неотчуждаемым от меня самого - собственной телесностью, диктат и тирания которой крепнет день ото дня. Как и окружающий меня спектакль, она не хочет знать прошлого и будущего - для нее важно настоящее, которое, правда, оказывается полным сожаления по собственной изменчивости и фрагментарности, точно так же, как и ее зеркальное отражение.
Как прекрасно мое вечно умирающее я!
Ну и отдельное спасибо "Опустошителю". Вы просто душки! Лаконичное белое сверло на темно-синем поле обложки воодушевляет не хуже свастики.
Эээ... вообще-то книга, которую я прочитал, не красненькая, а синенькая! Что за дела?!(
Общество спектакля - не обязательно театр политической пропаганды, потлач рекламы и масс-медиа. Это обычный социальный мир, в котором все люди - актеры, исполнители чужих желаний и фантазий. Некритичное усвоение случайной социальной роли, пассивное принятие "положения вещей", прочная идентификация с господствующими шаблонами "индивидуальности" - это пропуск на сцену, в электрические лучи славы и успеха. Могу ли я в действительность знать собственные мысли и желания или это первое, что подвергается симуляции и замещению? Имеет ли моя профессиональная или семейная роль хоть какое-то отношение к структуре моей личности? И можно ли вообще жить, не играя, не продавая свой образ как товар? По прочтению "Общества спектакля" возникает много подобных вопросов.
"Общество спектакля" представляет из себя замечательный трактат, ибо он написан красивым образным языком и с минимумом философской терминологии, что редкость для постгегельянца. Но прекрасное в этом изложении то, что французский гений передал легкодоступным образом весь тот невидимый для нас, но ощутимый ужас капиталистического века и культуры потребления, где для выживания тебе нужно потреблять и деградировать, убивая тем самым в себе "человека". Свободный рынок в глобальном масштабе суть проактивная дегуманизация. Человек что обладает хоть капелькой рассудка и представляет то безумие которое творится в структурах современных торговых отношений и душа которого терпит гнёт массового отупления осознаёт абсудность этого "спектакля". Такого человека не должна радовать красочная маска актёра, или новый спецэффект в постановке. Эскапизм и мойротерапия становятся частью этого механизма по угнетению человека, ведь позабавившись в театре возращаешься в мир выживания. Забавно, что плохие рецензии книга получила от женщин, учитывая то что современная женщина более адаптирована для выживания в посткапиталистическом обществе. Автор также и не обошёл сторонной вопрос о плановой экономике и её несостоятельности, чем порадовал нас своей непредвзятостью к псевдо-марксистским идеологиям. Я советую эту книгу всем людям, которые осознают негативные последствия дегуманизации и тем, кто просто хочет понять в каком мире мы живём.
Менее, чем всякая другая, моя историческая и стратегическая концепция может полагать, что жизнь должна быть совершенной идиллией лишь потому, что нам это будет приятно; что лишь злопыхательство нескольких властей предержащих служит виной очередных бед. Каждый воспитан на собственных творениях; пассивность отходит ко сну, как только приготовит себе ложе.
То есть товарный гуманизм принимает в расчет «досуг и человеческий облик» трудящегося просто потому, что политическая экономия сегодня может и должна господствовать над этими сферами как экономия политическая .
Arvustused, 13 arvustust13