Loe raamatut: «Пустой мир», lehekülg 2

Font:

Пора идти и лучше как можно быстрей добраться до конца.

Вокруг дороги, сплошные деревья и… всё: только снег, деревья, небо и я. Растительность не имеет ничего странного. Обычные берёзы, дубы, ели и прочее. Всё покрыто малым ковром белого чистого снега. Мне даже здесь начинает нравиться. Хоть и немного тут, но уже чувствуется спокойствие, расслабление. Тихо довольно. Помогает задуматься о том, в какой ситуации я оказался.

Место в самом деле является моим миром? Я впал в кому? Действительно сбила машина? Правда ли те две девочки жизнь и смерть? Так ли то, что они сказали? Смогу ли сделать выбор? Сказали, что смогу, но вдруг всё просто сон? Никого выбора не будет, я проснусь и буду жить дальше. Но сон кажется слишком живым, да и непонятно где проснусь: дома или в больнице.

В любом случае, следует поторопиться. Не хочу прогуливаться здесь, всё решено. И даже если подумать: как место поможет мне понять себя и сделать выбор? Ничего нового в своём собственном мире не найду. Лучшее просто буду идти быстрее, приду к ним, выберу смерть и буду надеяться, что это всё окажется не моим бредом. Стоит ускорить шаг.

Такое не может быть правдой. Наверняка я просто скоро проснусь.

Ладно, не буду думать об этом. Всё равно ни к чему не приду. Мне главное делать так, как сказали они, другое неважно.

Пока иду по дороге и рассматриваю пейзажи здешней местности, замечаю автобусную остановку. Почти такую же, на которой я ждал сегодня маршрутку, но меньше и без мусорки. Ещё на остановке нет соответствующего знака. Это очень странное место. Зачем она здесь? Почему далеко от детской площадки?

Так ещё и не пустая, там кто-то есть. Вижу, что сидит старый человек, облокотившись спиной на спинку скамейки. Он ждёт автобуса? Как долго? Они здесь проезжают?

Расстояние небольшое, легко разглядеть облик деда. В отличие от девочек, одет он по-зимнему. На голове классическая кепка дедов с маленьким козырьком и клетчатым узором. Короткая меховая куртка, доходящая до колен, полностью тёмная. А на ногах старые штаны и ботинки, такого же цвета как и куртка.

Когда подхожу к автобусной остановке и, соответственно, к нему, замечаю некую поношенность и грязь одежды. Будто нет времени ухаживать за собой.

Он молчит, не смотрит на меня, а куда-то в другую сторону. Мне явно стоит показать хоть какое-то воспитание:

– Здравствуйте.

Теперь старик глядит на меня.

– Здравствуй, Дмитрий, – приветствует с улыбкой.

Это точно сон, иначе откуда ещё они знают моё имя?

– А вы кто? – осматривая спрашиваю.

Его квадратное лицо отдаётся ощущением старости. Везде морщинистое, с мешками под глазами, серой бородой, которая, хоть и не совсем, но длинная. Она на половину закрывает его длинную шею. Зато, в отличие от меня, повезло с носом – это обычный прямой нос, без искривлений.

– Ты не помнишь? – удивлённо спрашивает он.

Я сомнительно отвечаю, что не помню. Затем старый задаёт вопрос:

– А как же «Старец, делящийся мудростью со всеми, кто не боится»? Ты так назвал меня.

Это я такое говорил? Разве? Нужно попытаться вспомнить. Когда же я мог сказать такое? Пока думаю, старик ожидающе смотрит и молчит.

Кажется, начинаю вспоминать. Я выдумал его когда-то, но не помню когда именно.

– Что-то вспоминаю о вас, – говорю задумчиво.

– Прекрасно. Также прекрасно, как и место, в котором мы находимся.

Затем он поднимает голову вверх. Я же осматриваю всё вокруг.

– Это да.

Не знаю насколько оно прекрасное, но пока здесь тихо и меня такое устраивает. Старец снова смотрит на меня и говорит:

– Присаживайся. Нам есть о чём поговорить.

Я сажусь на старую скамейку, которую явно давно не красили. Даже не уверен какого именно цвета, но местами есть следы зелёного.

Нужно задать вопрос:

– Как долго вы ждёте автобуса?

– Сюда автобусы не ездят, – его ответ звучит после тихого смешка.

И зачем он нужен тут?

– А что вы здесь делаете?

– Наслаждаюсь спокойствием и красотой этого места.

– Ясно, – грустно произношу и смотрю под ноги.

Значит, уехать на автобусе не получится. Хотя, чего ожидал? Вряд ли всё может быть так легко.

– А куда ты идёшь, Дмитрий?

– Я просто прогуливаюсь, – мой ответ звучит нерешительно.

– По твоему лицу не скажешь, – говорит откашлявшись.

По лицу? Как он понял? Я вопросительно смотрю на старика, который продолжает:

– Ты потерялся в себе?

– Потерялся? Не знаю.

– А как себя чувствуешь?

От этого вопроса задумываюсь и наблюдаю вперёд себя.

– Странно. Я не знаю, что сейчас происходит со мной.

Боковым зрением вижу, что он тоже начинает смотреть вперёд.

– Мы все когда-то не понимаем. Не бойся этого.

О чём он говорит? Что хочет сказать? Мне даже добавить нечего к его словам. К счастью, старец продолжает:

– У многих людей в жизни происходит момент, когда он не знает, что делать дальше. Ты как будто пришёл к тупику и начинаешь там сидеть. Этот тупик – это новое ступень тебя. Ступень, где ты станешь лучше прежних самих себя. Это нормальное явление для людей. Главное – не застрять там надолго и не построить вокруг себя стены.

Его голос изменился: стал более серьёзным, но всё ещё спокойным. Что старец сказал сейчас кажется довольно близко мне, будто в них есть и правда.

– Но как мне подняться на ступень выше? – тихим голосом спрашиваю.

– Ты должен разрушить эти стены или просто обойти их. Твоё право. Не бойся последствий, они всегда будут, – его тон все ещё серьёзен и медленен.

– Но я не могу это сделать, – мне становится грустно от такого.

– Это значит, что ты строишь больше стен. От такого только застрянешь и никуда не пойдёшь.

– И что мне делать? – я поворачиваю голову в сторону старца, ожидая ответа.

Ответ поступает сразу:

– Учись на своих ошибках и почаще вспоминай себя. Да, я старик, и когда вспоминаю себя, испытываю другие ощущения, но ради них можно постараться дожить до старости.

Может, он и прав, только на мне не работает. Я всего лишь ошибка, от которой нет толку.

– Вряд ли у меня получится.

Старец поворачивается и смотрит на меня со своим серьёзным выражением:

– А на это тебе скажет жизнь.

Жизнь… иронично.

– Начни вспоминать себя. Такое всегда помогает в жизни. Ты – это твоё прошлое и настоящее. Вспоминая своё прошлое, ты вспоминаешь себя.

– Это всё звучит сомнительно.

– Конечно, я же старик, – говорит странной интонацией. Ему будто грустно стало.

– Извините, я не хотел, случайно.

Я отворачиваю голову в противоположную сторону. Давно убедился, что общаться точно не умею.

Старец, быстро и тихонько похихикав, говорит:

– Да всё нормально, мне нравится вспоминать себя. Можешь сомневаться, но ты попробуй. Вспомни прошлое и то, почему ты здесь. Таким образом, сможешь собраться с силами и начать рушить стены, построенные тобой.

А нужно ли мне это делать? Будет ли толк? Мне всё равно не нужно. Но лучше не отвечать грубо.

Поворачиваю опять голову на старика, тот же смотрит на меня карими глазами и со своей большой улыбкой.

– Спасибо, я учту ваши слова.

Он кивает.

– Пожалуйста. И да, я побуду наедине с собою.

– Я вас понял. Пора и мне идти дальше. До свидания.

– До свидания, – сказав, старец сразу закрывает глаза, голова всё ещё направлена в мою сторону.

Я встаю со скамейки. Нужно продолжить свой путь.

В моей голове начинают крутиться слова старца. А прав ли он? Как бы его слова не звучали, в них что-то есть. Я правда сам себе построил стены? Начать ли мне их рушить если уже всё решил? Да и что вспоминать о себе? Нет никаких интересных историй. Просто всегда сидел дома, редко выходя куда-то.

Ладно, буду просто делать пока иду. Не мешает. Всё равно мне не поможет, бессмысленно. Так, с чего мне начать? Надо вспомнить фрагменты событий в своей жизни.

Пытаюсь копошиться в голове, ища хоть что-то важное. Как в итоге, убеждаюсь, что безуспешно. Ничего такого интересного не припоминается.

Такой ужасный я. Даже вспомнить важного такого не могу. Видимо, не судьба стать лучше.

Некоторое время ходьбы по дороге, в голове появляется одно воспоминание. Обычный день в школе и ничего особенного не происходит, но почему он? Нужно напрячься и вспомнить все последующие события.

Пару секунд и воспоминание становится целостным. Момент после школы. Он вырисовывается чётко и ясно. Как будто я действительно там.

Хорошо, был конец уроков…

Уроки закончились. Я собираю все свои принадлежности в свой рюкзак. Как только вышел из кабинета, ко мне присоединяются два друга: Игорь и Сергей. Мы выходим из школы.

На улице тёплая весна, снег таит, так что нас ждёт очень грязный путь. Я не особо любитель катаний на маршрутках, люблю свежий воздух. Не знаю одного: почему они не ездят? В школу всегда так отправляются. В любом случае, не моё дело.

Они, как обычно, говорят о своём. О том, что мне не интересно, так что буду опять идти сзади. Давно привык. Зато, при этом, никто не будет мешать мне фантазировать. Только о чём?

Ничего в голову не приходит. Жаль. Придётся просто идти и смотреть вокруг.

Все втроём проходим мимо аптеки. Картина всё та же: на автобусной остановке, на которой даже нет знака самой остановки, сидит тот же дед. Он смотрится таким хилым и малым. Почему там постоянно сидит? Да и всегда в одно время и на одном месте. Трудно поверить, что просто ждёт маршрутку. Не может каждый день в одно и то же время куда-то ехать. Или он просто уезжает домой? Такое более вероятно, ведь если идти дальше, то можно прийти к рынку. Возможно, старик просто отправляется с рынка домой? Но это странно. А что если это не просто дед?

Может, это старец, делящийся мудростью со всеми, кто не боится? Он помогает другим в нелёгком пути – пути жизни. Да, так звучит лучше. Интересней и смысл есть. По крайней мере, мне будет интересно видеть его каждый день. Было бы классно, если то, что выдумываю, окажется правдой.

Полпути было пройдено, скоро буду дома. Всё ещё интересно представлять о том старце. Какой бы он мудростью мог поделиться со мной? Что бы мог рассказать мне?

Начинаю понемногу вслушиваться в диалог одноклассников. Понравилось одно выражение, сказанное Сергеем: «Она выглядит как ходячая смерть». Любопытно звучит. А как выглядит смерть? Возможно, стоит спросить у них?

Не, не буду. Опять посчитают, что я несу бред, посмеются и продолжат свой диалог.

Осталось совсем чуть-чуть. Сергей и Игорь попрощались со мной и пошли по домам. Друзья детства, близко друг к другу живут. Теперь я один.

Смерть… Снова эта мысль. Ведь есть же один классический образ смерти: скелет, держащий косу. А почему скелет и почему коса? Коса не особо хороший инструмент для убийства. Или хороший? Им хорошо траву косить, но не людей. А тогда как выглядит жизнь? Человек с лопатой? Странные мышление у того, кто придумал образ смерти.

Почему бы не придумать вид смерти для себя? Заодно и жизни можно. Как бы они выглядели? Попробую выстроить полную картину их вида.

Почти домой пришёл – не успел заметить – но, кажется, образ жизни и смерти сформирован. Вижу их как двух невинных маленьких девочек, качающихся на качелях. Они неопытные, потому и маленькие. Пытаются создать прекрасный мир, но не получается. Они не сдаются и продолжают делать. Жизнь помогает Смерти и наоборот. И вместе они создают баланс во всём мире. Всё в мире рождается, но и умирает. Такова природа существования. Но получится ли им создать прекрасный мир или нет, я не узнаю. Остаётся только смотреть на их последствия…

После этого я вошёл в свой дом, додумывая их образ. Как же чётко виделось воспоминание. Будто заново пережил. Но есть пару странных моментов: Игорь и Сергей выглядели размыто и вокруг нас никого не было. И даже себя видел размыто, только моя куртка было ясной, но она сейчас и на мне надета. Всё такая же синяя с толстой жёлтой полоской на рукавах. У Игоря и Сергея можно было разглядеть только их формы: полноту Сергея и худощавость Игоря.

Зато теперь ясен мой образ жизни и смерти – две девочки, качающихся на качелях. Получается, у меня получилось что-то вроде Инь и Ян? Тупо звучит. Ещё и полностью вспомнил того старца, что встретил. Да уж, я не умел и не умею фантазировать. Возможно, что это действительно мой мир?

Осматриваюсь вокруг и не верю. Такого сходства не может быть. Такие сны могут существовать? Способен ли человек во сне вспоминать себя? Всё это выглядит странно, но так правдоподобно. Слишком запутался. Щипну свою руку, так, наверняка.

Всё ещё здесь. Ладно, нужно придерживаться одной важной цели: прийти к концу дороги. Буду её выполнять. Интересно, как много я встречу своих фантазий?

Пока иду, не успеваю заметить, что выхожу из леса и оказываюсь в открытом пространстве. Теперь меня окружают поляны, покрытые снегом, а деревья можно увидеть только вдалеке. Это хорошо, ведь можно получше осмотреться.

Недалеко, идя по асфальтной дороге, есть здание с небольшой зелёной крышей, вокруг которой небольшая заборная стена. Дом ли это? Но вот непонятно: то ли стены такие высокие, то ли домик маленький? Может, зайти туда? Всё равно по пути.

Мой якобы мир удивляет. Тут даже есть Солнце, но его спрятали серые облака, можно лишь видеть лучи. Ещё замечаю, что дорога ведёт к вершине. Недалеко от неё находится одно одинокое дерево. Отсюда оно кажется таким маленьким.

Мне нравится тут, окружение ощущается таким… спокойным, умиротворяющим. Здесь просто приятно быть.

А что будет после того, как выберу смерть? Действительно умру? Что происходит после смерти? Моё сознание исчезнет? Это даже представить невозможно. Все мои мысли, представления, фантазии исчезнут вместе со мной. Как-то грустно от этого становится.