Maht 221 lehekülg
2018 aasta
Живи и давай жить другим
Raamatust
Как известно читателям, Хендрик Грун сам скучать не любит и другим не дает. Поэтому в третьем его романе нас ждет совершенно новая история, с амстердамской богадельней никак не связанная. На сей раз мы не встретимся с Груном лично, но, судя по беспощадной меткости наблюдений и неподражаемой иронии, он остается где-то рядом и подглядывает…
Артур Опхоф разочарован. Ему вот-вот стукнет пятьдесят, а его жизнь – синоним уныния. Скучная работа, скучный брак без детей и без страсти, скучные часы в пробках вместо дальних странствий по экзотическим краям и острых ощущений, о которых он столько мечтал. В пятницу сыграть с друзьями в гольф – самое яркое событие недели. А тут вдобавок еще и несправедливое увольнение. Впору ставить на себе крест… или разрабатывать хитроумный план по радикальной перемене судьбы.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Хорошая книга, но невозможно не сравнивать ее с записками Груна, а они мне однозначно понравились больше. Здесь главный герой помоложе - ему "всего" пятьдесят, живет с супругой, без детей. Ну как живет - этакое полумирное существование, когда вроде и интереса друг к другу никакого не осталось, но и расходиться как-то уже глупо. С тещей были хорошие отношения, но она, увы, умерла. Работа у него не особо интересная, но стабильная, увлечений особых нет, одно спасение - друзья. Так бы и длилось это безрадостное все, если бы однажды наш персонаж не оказался перед лицом потери работы. И не забрезжила перед ним одна безумная идейка... Фирменный авторский юмор присутствует (на этот раз он прошелся по похоронным бюро и процессам вокруг), персонажи хоть и не сказать, чтобы душки, но вполне себе человеческие (впрочем, подозреваю, что в адвокате что-то социопатическое все же присутствовало, самую малость), и даже безумная идея задумана во благо и умудрилась не привести туда, куда заводят прочие благие намерения. В общем, говорю же, хорошая книжка. А я, видимо, поищу третью часть "Записок" хотя бы в переводе на английский.
Классная история про троих симпатичных сумасбродных Остапов Бендеров из Нидерландов. В отличие от нашего Остапа, эти не являются идейными борцами за денежные знаки. Они составили сложную комбинацию из чистой любви к искусству комбинирования. И от их безвредного жульничанья лучше в итоге стало всем без исключения. Как говорится, ни одно животное не пострадало.
Книга полна незлой иронии по отношению ко всему на свете: семейной жизни, скучной работы, политики, религии, жизни и смерти. Половину текста можно разобрать на цитаты.
Я еще раз обдумала разговор о собаке. Какая разница, обменяла бы я Артура [мужа] на собаку или нет. На лабрадора или фризскую борзую обменяла бы, на питбуля или пекинеса нет.
Нидерланды прекращают строительство автострады только потому, что там обитают несколько редких лягушек. Нидерланды оборудуют спецпереходы для кроликов и оленей. Нидерланды построили, кажется, в Амстелвене, за несколько миллионов евро специальный мост для белок. Пока что на нем не была замечена ни одна белка. Но таможня аэропорта Схипхол недавно задержала нелегального торговца животными с большим количеством живых белок, и оперативники, не зная, что с ними делать, отправили их в измельчитель для бумаги. Белок, а не контрабандиста, что было бы куда справедливее. И это тоже Нидерланды.
Больше всего иронии досталось кладбищам, крематориям и "сопутствующим" товарам, а также работникам и предпринимателям соответствующей отрасли народного хозяйства. Тот, кто чересчур серьёзно относится к собственной личности, предположительно бессмертной душе или несомненно бренному телу, имеет полное право расстроиться или обидеться. К счастью, всё это совсем не про меня. Люблю чёрный юмор. Ну и с удовольствием полежу в виде пепла в земле чумного кладбища. Пусть меня простят археологи будущего, я не предоставлю им развлечения исследовать мои останки. Пусть удовольствуются надписью на камне. Компания у меня там разная, но многих соседей искренне уважаю. Нравится и окружение: вроде бы город, а птички летают, в том числе и редкие для наших краёв. Белки скачут. Коты гуляют. Нравится и то, что каждый час слышится бой курантов какого-то офисного здания. Это как раз то что надо. Этот звук в этом месте напоминает каждому ещё живому, что время близко.
Собственно о книге я ничего и не написал, да и не надо. Каких-то новых идей не почерпнул, но искренне сочувствовал абсолютно всем героям. Такое редко случается. Завидую от всей души троице Бендеров, что они сумели учудить такое. Я бы не смог.
Вспоминал, к чему можно было бы придраться... и ничего не нашёл -- прямо как когда-то Стёпа Лиходеев:
Пошевелив пальцами ног, Стёпа догадался, что лежит в носках, трясущейся рукою провел по бедру, чтобы определить, в брюках он или нет, и не определил.
Всем рекомендую.
Интересно, кем работает Питер де Смет, скрывающийся под псевдонимом Хендрик Грун? Увы, об этом источники умалчивают. Мне кажется, что из него получился бы очень неплохой психолог, ведь он отлично умеет вытаскивать на поверхность всё, что люди привыкли прятать внутри. Но, как бы там ни было, чем бы не занимался Питер по жизни, а книги у него получаются прекрасные: ироничные и при этом хорошо так мотивирующие.
«Живи и давай жить другим», название романа Хендрика Груна, автора популярных «Записок из Амстердамской Богадельни», само говорит о чём эта книга. Нидерландский писатель вновь обращается к своей излюбленной теме. Он снова пишет о том, что ты и только ты можешь изменить свою жизнь. Но в этой книге он присовокупляет к ней и другую тему, а именно - «Дай жить другому», и отлично раскрывает её читателю на примере своих героев.
Знакомьтесь, Артур Опхоф, обычный нидерландец пятидесяти лет, представитель среднего класса. Работает в фирме по продаже туалетной бумаги. Директор по реализации продукции - должность, ставшая потолком его многолетней карьеры. Живёт он с женой Афрой в благополучном районе в доме на несколько квартир с собственным двориком, где нет автомобилей. После женитьбы Афра настояла на покупке жилья в этом уголке Амстердама, думая о том, как будет хорошо и безопасно здесь их будущему ребенку. Увы, судьба детей им не дала, но переезжать в другой район супруги Опроф не стали, несмотря на то, что Артуру приходилось по два часа в день добираться до работы и столько же обратно. Так они и осели, так и прожили многие годы. Так и живут на момент начала этой истории. Развлечений у Артура немного – программы по телевизору, раз в неделю гольф с друзьями, с последующим после игры распитием пива. Афра занимается йогой, теннисом и три раза в неделю выходит на работу в магазин по продаже одежды. Встречи с соседями, встречи с родственниками. В общем, жизнь как жизнь. Самая обычная. Это могло бы читаться скучно, если бы Артур не задавал себе разные интересные вопросы, например, о том, как бы он хотел жить в своих мечтах, почему из всей родни для него самым близким и понятным человеком стала в итоге его тёща, а не её дочь - собственная жена, как получилось, что с женой они так отдалились друг от друга и прочее, прочее, прочее. Он много рассуждает, много думает о своем существовании, много рассказывает о происходящем с ним и его окружением. Дано слово и Афре, но её главы лаконичны, что показывает, насколько она более рационально мыслит, насколько более прагматична и пряма, она в пространные рассуждения не пускается. Они с Артуром такие разные. Очень знаково, что главы, отданные Афре и Артуру не являются приёмом диалога, в них каждый говорит о своём, демонстрируя пропасть, которая возникла между ними за годы совместной жизни.
Обычно, когда всё течёт и течёт по накатанной, ничего менять не хочется. Какие бы мысли не лезли в голову. Мысли мыслями, а стабильность стабильностью. Но иногда в дело вмешивается сама судьба, устраивая неожиданный поворот «сюжета» жизни нашей. Артура уволили, и тогда он приходит к тому, что пришла пора поменять свою жизнь. Но он не ищет лёгких путей, а решает провернуть одну занятную авантюру, инсценировав свою смерть и приняв другую личину, чтобы осуществить мечту о свободной и счастливой жизни. Артур и его друзья разрабатывают план и начинают претворять его в жизнь. Из этого вышло любопытное приключение, за которым весьма волнительно наблюдать. Проколется наш герой или нет? Догадается Афра или всё примет за чистую монету? А как поведут себя другие участники этой авантюры? Не подведёт ли кто? Выходит всё очень забавно.
По мере чтения к главному герою возникает масса вопросов. Спрашивается, а зачем столько сложностей? Почему нельзя напрямую поговорить с женой? Да потому что люди сами привыкли создавать себе трудности. Плюс общественное мнение. Развод? Но это же клеймо брошенных. Всё просто бросить и уехать жить в другую страну? Но это же безответственно. Так и варятся люди в кругу условностей, которые сами же и придумали. Хотя, казалось бы, если наш герой признаёт, что с женой его уже ничего не связывает, что совместная жизнь для них давно уже в тягость, что нет понимания и каких-то точек соприкосновения, то зачем продолжать эту агонию? Тоже самое можно сказать и об Афре, ведь она сама для себя признаёт, что о потере собаки она грустила бы больше, чем о потере мужа. Но снова условности и общепринятые нормы, снова надо не ронять лицо и изображать, что всё прекрасно. В своей книге Грун всё это доходчиво демонстрирует. На всё найдутся отговорки и обоснования собственной пассивности. Да и перемены – это же всегда страшно. Особенно, когда большая часть жизни уже прожита. Но автор показывает, что попробовать всё же стоит. И не только ради себя.
Конечно, в реальной жизни всё не так просто и весело, как в романе Груна. Далеко не у всех есть средства и возможности для кардинальных изменений, а также друзья со связями, одному из которых ещё и домиком в Тоскане удалось обзавестись, а за новой недвижимостью как раз присматривать кому-нибудь надо. В нашей не книжной жизни всё сложнее. Поэтому тут много поводов поворчать, мол, дорогой автор, всё-то тут у вас так просто и почти гладко выходит. Но не надо забывать, что это произведение относится к юмористической литературе. С отменной иронией Грун пишет свою историю. Однако юмор юмором, а посыл здесь даётся хороший - пробуйте. Как говорится, под лежачий камень вода не течёт. Иначе и остаток жизни проведете в вечной рутине и недовольстве собой и своей жизнью.
Но это только основные темы. В книге очень много поднято из того, что составляет нашу обычную жизнь. Сомнения. Страхи. Отдельное место занимает тема смерти. Кто-нибудь задумывался о том, что было бы неплохо побывать на собственных похоронах? Ну есть же такое, есть. А для чего? Чтобы увидеть, для кого ты действительно оставил след в их жизни. Реакцию. Что в итоге? Тут показано.
Тема любви и выбора – минорная нота этой истории. Да, и об этом тоже здесь есть.
Книга мне однозначно понравилась. Возможно потому, что мне близка позиция автора, да и жизнь мне всё время подкидывала сложности, которые вынуждали на перемены. Да, есть о чем сожалеть. Да, были ошибки. Да, потери тоже были. Но вряд ли найдется человек, у которого всё его существование прошло бы гладко. А перемены нужны. Хотя бы для того, чтобы жизнь не превратилась в бег по одному и тому же кругу. Эта книга для тех, кто нуждается в переменах, но импульса не хватает какого-то. Задуматься. Прийти к чему-то. И всё же попробовать поменять то, что мешает стать счастливым. Получится или нет? А вдруг?
Это третий роман Хенрика Груна, но для меня первый, так сказать, ознакомительный с творчеством автора. В скором времени прочитаю что-нибудь еще.
Очень интересное и увлекательное повествование. Книга разделена на короткие главы от имени Аыры и от имени Артура, потому её очень легко читать(поглощаешь главу за главой как маленькие канапе за столом и потом неожиданнообнаруживаешь что все закончилось).
Не только прекрасный сюжет, подходящий для интересного фильма, но и замечательный слог.
Хорошо написано, сюжет хороший, я конечно хотела чтобы к нему приехала Эстер, ну что поделать может быть во второй книге?) рекомендую
Только детей у нас нет. Мы много лет старались их заиметь, но безуспешно. – Это создает некоторую напряженность в сексуальном партнерстве, – сказала Афра семейному психологу. Этих слов вполне достаточно, чтобы сделать из меня импотента. Афра – единственная из моих знакомых, кто рассуждает о «сексуальном партнерстве». Да еще с учетом менструального календаря. – На самом деле это смертельно для сексуального партнерства, – сказал я психологу
Arvustused, 7 arvustust7