Maht 110 lehekülgi
1969 aasta
Маленький Гарусов
Raamatust
Гарусов был ленинградец, сирота и воспитывался в детском доме. Отца своего он совсем не знал, а мать пропала во время блокады: ушла за хлебом, да так и не вернулась. Было ему тогда лет шесть или семь, сколько именно, он толком не знал, не до того было: голод.
Что может вырасти из ребенка с искалеченным детством? Чаще всего, к сожалению, взрослый, который сам продолжает калечить себе жизнь. Толя Гарусов — ребенок войны, блокадник. Навсегда остался с ним след от постоянного недоедания — очень маленький рост. Но гораздо страшнее другое: ребенок, которого недолюбили, который не знает семейных ценностей, привязанности к близким людям — сам, как правило, не умеет любить. Он ведь неплохой человек-то Гарусов, но то, что он сделал со своей жизнью, а главное, с жизнью людей, которые его любили и ценили, не может не привести к недоумению. Жить ради человека, который тебя использует, отдавать последнее, причиняя боль родным людям, которые понимают и прощают... Гадко это. Использовать старенькую преподавательницу, которая любит его, как родного сына, только из-за прихотей пустой, никчемной бабенки... Грустно. Но не умеет он по-другому! Не научили. Недолюбили.
Чудная повесть очень хорошей писательницы! Вроде об обыкновенных людях, обычной жизни, но как точно, пронзительно, ясно! В любимые.
Как же она мне нравится! И я не понимаю почему ее практически не знают. На мой взгляд такие писатели как Грекова просто жизненно необходимы. Ее проза такая добрая, такая умная, такая легкая и невероятно глубокая. В основном она пишет про военное и послевоенное время. Только взгляд у нее на это время свой, особенный. Без надрыва, свойственного многим, пишущим о войне. Скорее она смотрит на военные годы с грустью, осознавая все невзгоды, присущие тому периоду. "Маленький Гарусов" это история жизни мальчика, который в войну стал сиротой и попал в детский дом. Гарусов вырос, но рост его все также остался мал. Отпечаток недоедания в военные годы. Личность он довольно противоречивая. И главная его характеристика: невероятная потребность помогать. Но не так все просто. Он помогал, очень помогал, но только не тем. И так печально было наблюдать за его душевными порывами, которые больно ранили людей действительно любящих и нуждающихся в нем. Произведение невелико, но душевно и проникновенно. Как говорится: "Мал золотник, да дорог!"
Замечательный автор. И книги у неё замечательные. Грекова как будто с большой любовью относится к своим персонажам. Все они у неё описаны детально и как-то уютно что ли, так что даже к отрицательным персонажам проникаешься симпатией. Эта история об обычных людях, составляющих большую часть населения нашей страны, все они как будто не состоялись в жизни, у всех есть какая-то печальная история, хоть и не рассказанная в повести, но подразумеваемая, эта история есть даже у эпизодических персонажей. Всем им как будто не хватило для счастья чего-то, всем разного, но всем не хватило. И все проживают свою тихую и почти незаметную жизнь. Как могут. Вот и главный герой, осиротевший во время блокады, так и не нашедший свою мать, такой недолюбленный ею. Этот маленький ребёнок, который знает, что является обузой для собственной матери, который пытается заслужить эти крохи внимания и любви у самого близкого ему человека. Он даже не знал дату собственного рождения, как и собственное отчество. Так всю свою жизнь он и находится в этом поиске себя, где пригреют, там и остаётся, кто какой путь подскажет, по тому и пойдёт. У него не было примера построения нормальной семьи. Ему вроде и хочется чтобы у всех все было хорошо и помочь всем хочется, но кто-то просто им пользуется, а кто-то жалеет его и отдаёт своё счастье в жертву его удобству. Конец книги также не приносит ему покой, он рвёт все связи и уезжает далеко на поиски себя. Однако, как мне кажется, ему и там не найти своего счастья, к сожалению это участь многих, поломанных войной, людей.
Многие пишут , что война виновата в том, каким он стал в жизни. Не соглашусь. Через войну прошло все население. Не все через блокаду, но все через голод, холод и лишения. И это не причина, чтобы всем стать мудаками. Тем более , что мудак то с высшим образованием. Есть голова на плечах. Так в чем же дело? Я, пожалуй соглашусь с litera_T , скорее всего писательница встретила такой типаж в жизни и решила написать о нем повесть. Стоило ли? Не знаю
Блокада Ленинграда оставила свой след в душах и судьбах миллионов людей. Небольшие эпизоды в жизни меняют будущее на корню. Человек сам решает, что и как ему делать, но прошлое не остается только в памяти, оно присутствует и в настоящем. Персонаж этой повести - невысокого роста человек, в блокаду потерявший свою мать. Он вырос образованной и культурной личностью и, не смотря на свой маленький рост, достиг определенных высот и даже женился. Два раза. Однако не все так гладко в жизни Гарусова. Он любит. Он влюблен не в ту, с кем расписан, а в ту, которая его любовь практически отвергает, но удерживает влюбленного ради корыстных целей. Гарусов предстает перед читателем как монах, с монахом Гарусова сравнил его друг Жбанов. Любовь к себе он воспринимает как дар, но без благодарности. Свою любовь он кладет как жертву на алтарь, не требуя ничего взамен. Жена для него как мать, которую он потерял в годы войны, в принципе, их отношения можно так и расценивать: мать и сын. Вообще, надо повестью можно долго думать, проводить параллели и в который раз радоваться, что в русской (советской) литературе есть замечательный писатель, книги которой мне практически всегда нравятся.
Было ему тогда лет шесть или семь, сколько именно, он толком не знал, не до того было: голод.
Еще хуже голода был холод. Голод был только внутри, а холод - и внутри, и снаружи.
Больше всего Гарусова поразило, когда Валя ушла от своих ботиков. Была осень, они долго ходили по улицам, у Вали устали ноги, она сняла ботики, поставила их на край тротуара и ушла, не оборачиваясь. Гарусов обеспокоился, хотел вернуться за ботиками, но она не позволила: "Ну их, они мне надоели". Он бы так не мог.
Иметь собственную библиотеку казалось ему излишеством, вроде как иметь собственный троллейбус.
- А ты поделись, дева, - сказала Марфа Даниловна. - Делясь, оно всегда легче: было на одного, стало на двух. Я всегда так: переживаю и делюсь, чего горем-то жадничать.
Arvustused, 14 arvustust14