Наверно, для того, чтобы рассказать, о чём всё-таки книга Иэна Бэнкса «Шаги по стеклу», необходимо её прочитать несколько раз. Я прочитала единожды, но попытаюсь поведать о том, что оказалось доступно для понимания.
На протяжении чтения я наблюдала три параллельно идущие сюжетные линии. Одна линия – Грэма – романтическая. Вторая линия – Стивена Граута – параноидально-шизофреническая. Третья линия – Квисса и Аджайи – мне показалась фантастической. Эти отдельные истории, на первый взгляд, никак не связаны. Лишь в конце я получила долгожданные ответы на мой немой крик непонимания и осознала, почему и для чего Бэнкс объединил героев в одном произведении. Что ж, у автора, на мой взгляд, развитое логическое мышление, высокий уровень образования, абсолютная начитанность и потрясающее умение проецировать важные жизненные события и явления на бумагу посредством слов. Вот поэтому книга и сложна для неподготовленного читателя.
Если говорить о каждой истории отдельно, то самой простой и самой понятной является история Грэма. А что может быть непонятного в Любви?
Жаль только, что Любовь – такая реальная, такая искренняя и настоящая, такая важная для Грэма, ставшая неотъемлемой частью его жизни, окажется всего лишь спектаклем, умело поставленным с целью скрыть кровосмесительную интимную связь родных брата и сестры. Грэм оказался вовлечённым в фиктивную игру, стал главным действующим лицом, а чувства оказались такими искренними, что невольно осуждаешь и удивляешься жестокости постановщиков спектакля – Слейтера и Сэры. Почему они решили, что им дозволено вмешивать в свои отношения стороннего человека? Хотя есть этому и объяснение: они не хотели, чтобы в предвыборной гонке их порочная связь навредила отцу. Радует, что их мучают угрызения совести за содеянное, желание рассказать Грэму правду.
Вторая история – это история о Стивене Грауте. Читая об этом озлобленном, ощетинившемся на весь мир, вспыльчивом, раздражительном и подозрительном мужчине, сразу заметила его возможное психическое заболевание. А разве можно не подумать об этом, если Стивен ежедневно носит строительную каску, так как боится возможного падения чего-либо ему на голову?
Кстати, в конце истории о Стивене можно сказать, что он, пожалуй, был разумен в решении носить каску. Ведь если бы каску не украли, то в результате дорожно-транспортного происшествия он не оказался бы в психоневрологическом интернате.
То, что история Квисса и Аджайи – настоящая, а не фантастическая, как думалось вначале, я узнала в конце книги. Изначально я не понимала, где находятся эти старики. Моё сознание смущали некие служки, красная ворона, сенешаль, замок, постоянные игры Квисса и Аджайи и поиск ответа на вопрос, что будет, если на пути неостановимой силы появится несдвигаемая преграда. Мысленно я рисовала чужую планету, дом престарелых и психиатрическую больницу.
Почему же Бэнкс назвал своё произведение «Шаги по стеклу»? Как бы банально это не звучало, но книга – о жизни. Прожить жизнь вместе с героями значит пройти по хрупкому стеклу. Стекло может в любой момент рассыпаться на множество осколков, больно ранить острыми обломками, причинить страдание, как и жизнь в любой момент может закончиться или внезапно измениться.
Будущему читателю хочется сказать, что книга очень непростая. «Шаги по стеклу» – это огромное количество идей, которые необходимо осмыслить в процессе чтения. Эти идеи не на поверхности, поэтому, чтобы понять всё задуманное автором, и необходимо прочитать книгу несколько раз. Начав читать, не прекращайте, даже если вам покажется что-то странным и недоступным для понимания. Пусть книга хранит до определённого момента тайну, заставляя думать.
Arvustused
136