Maht 540 lehekülge
2017 aasta
Номах. Искры большого пожара
Raamatust
Это очень страшная книга о Гражданской войне. И оттого, что она блестяще написана, становится ещё страшнее. Главный герой романа – Номах – вышел из «Страны негодяев» Есенина, другого героя повествования, однако исторически точно и достоверно повторяет жизненный путь Нестора Махно, идейного анархиста, противостоящего столь же идейным и столь же нечеловечески жестоким белым, красным и петлюровцам. «Искры большого пожара» освещают злодеяния всех участников этой войны. Здесь нет правых – виноват каждый.
Блестящая книга, очень рад, что нашел ее. Атаман Номах поначалу описывается как былинный герой, защитник сирых и убогих – но с каждой страницей нарастает озверение, невероятная жестокость гражданской войны. Но жестокость здесь описана не ради жестокости, не для любования ломтями человеческого мяса. Наоборот, нарастает и ощущение нежности, даже любви к этим забрызганным кровью сволочам – потому что в такую эпоху либо человек будет забрызган кровью, либо его кровью забрызгает кого-то. В книге нет долгих страниц о любви к родине, о железности красных когорт или высоком пути белой гвардии; но на втором, на третьем плане брезжит эта любовь к жестокой, энергичной и огромной России, и к ее детям, таким же жестоким и обаятельным. Великолепно.
Трудно представить, что еще недавно подобное переживали обычные люди. Страшное время. Произведение очень сильное, с трагической ноткой.
интересная книга про жуткий отрезок нашей истории.спасибо автору за ярких персонажей переплетенных и связаных одной кровавой нитью.
Честно говоря, не ожидал, что книга окажется настолько хороша. Тема непростая, форма тоже не самая стандартная, имя писателя мне ни о чем не говорило (да лучше бы так и осталось). А написать художественно достоверно и талантливо о Махно и гражданской войне сейчас кажется почти невероятным.
Тем более здорово, что в языке и подаче перекликается очень узнаваемый стиль писателей-современников Гражданской войны с чем-то самобытным. Хотя, на мой взгляд, радикальной традиции того времени, почти забытой сейчас, здесь больше. И это хорошо.
Книга состоит где-то из полутора сотен главок/историй, в основном охватывающих 1920-22 гг., и так или иначе связанных с действиями Повстанческой армии Махно. Формально есть несколько линий – вокруг самого Махно-Номаха, вокруг блаженного человека Соловьева, вокруг столичного, но крестьянского поэта Сенина, вокруг белогвардейцев. Есть несколько тональностей, из которых две постоянно сталкиваются друг с другом – кровавая каша революции и спокойная, красивая, любимая и равнодушная природа. Есть отдельное царство снов Номаха-Махно. И отдельные зарисовки, напрямую не связанные с остальной книгой. Плюс прерывисто и тихо вначале, более явно в конце прослеживается хронология событий.
Из всего этого, а также из стихов, невероятного разноголосия, жестокости, философских рассуждений, из пыток, драк, свободы, крови, насилия, любви, религии, мечтаний и смерти могла бы получиться совершенно невнятная и неудобоваримая каша. Или горка образов. Но нет – ценность в том, что ансамбль книги работает. И если некоторые герои могут показаться утрированными, то это в основном потому, что люди тогда не были такими обтесанными, замешанными в одно тесто, стеклянными, стертыми.
«Номах» переносит в мир того времени. И делает это всеми возможными методами, совмещая гротеск, безумие, интуитивные вспышки связей и образов с реалистичностью, историчностью, отстраненностью даже. Именно так достигается эффект присутствия. Потому что, похоже, другими методами то время не понять и не представить. Да и сама действительность тогда настолько тонко балансировала между непостижимой сейчас дерзостью мечты и кромешным ужасом взаимного бездумного истребления, что могла впитываться только квантами, ползти не могла.
Я прочел в отзывах, что людям мешала излишняя жестокость. Так она была ведь, в чем проблема прочесть о ней. У кого-то вызывали отвращение герои. У меня далеко не все и я не понимаю, почему они должны вызывать отвращение. При этом хорошо, что назидательная позиция автора не тащит за собой все остальное локомотивом. С тем же Номахом-Махно: довольно легко аргументировать, что книга его романтизирует и обеляет (вместе с махновцами), и несложно показать, что на самом деле он тонко выставлен для кого шутом, для кого просто страшным разбойником. Главное, сделано хорошо.
Читал с удовольствием, перечитывая отдельные эпизоды. Повторял про себя некоторые реплики. Обдумывал, то, что было сказано и описано. Местами, может, «Номах» немного затянут и потерт повторениями, но не страшно, не часто такое приходило на ум. В общем, понравилось.
И немного в сторону. Интересно наблюдать, как многие говорят, что Гражданская война была самой бессмысленной, настолько же, насколько все революционные войны. В подобных конфликтах видится концентрированный ужас, в котором меньше всего героического и больше всего страшного, отвратительного. В создании такой картины мира правители повсеместно преуспели, надо отдать им должное. Как и со многим другим, аудитория принимает их мысли за свои.
Я не отрицаю, что война – это ужас. Любая, вне зависимости от того, гражданская она или межгосударственная. И любой смысл лучше искать любым другим методом. Если получается. Но пока никто не смог мне доказать, что положить миллион человек за то, чтобы правителю достались куски земли другого правителя, разрытые, разбитые, напоенные кровью и набитые костями имеет больше смысла и благородства, чем положить миллион человек за то, чтобы сбросить рабство и попытаться построить принципиально другой мир. В котором никто и никогда не сможет снова загнать тебя убивать и умирать за жупел, за муру, за подпись в бумажном приказе из золотого домика.
Ülevaated, 4 ülevaadet4