Maht 1130 lehekülgi
1978 aasta
Жестокий век
Raamatust
Исторический роман «Жестокий век» – это красочное полотно жизни монголов в конце ХII – начале XIII века. Молниеносные степные переходы, дымы кочевий, необузданная вольная жизнь, где неразлучны смертельная опасность и удача… Войско гениального полководца и чудовища Чингисхана, подобно огнедышащей вулканической лаве, сметало на своем пути все живое: истребляло племена и народы, превращало в пепел цветущие цивилизации. Желание Чингисхана, вершителя этого жесточайшего абсурда, стать единственным правителем Вселенной, толкало его к новым и новым кровавым завоевательным походам…
Žanrid ja sildid
Очень хорошая книга. Чингисхан действительно оставил большой след в истории многих народов. Читается легко, захватывает.
Книга «Жестокий век» мне понравилась очень.Во-первых,охвачен огромный исторический период-вся жизнь великого Чингисхана,во-вторых,подробно и с любовью описан быт древних монголов:еда,жилье,обычаи,в-третьих,прочитав книгу,понимаешь ,что никакие богатства и завоевания,не заменят человеку семьи и друзей.На наших глазах молодой,справедливый,храбрый человек Тэмуджин превращается в хмурого,жестокого,беспощадного правителя Чингизхана.И это превращение страшно,но закономерно. Увлекают судьбы и других героев книги,они как частички чего-то большого,проплывают перед нашими глазами,их много,но запоминаются каким-то поступком,словом,складываясь в замечательную мозаику-книгу «Жестокий век».
Исай Калашников сам родился и вырос в Бурятии. Он историк. И книга получилась очень настоящей и реалистичной, читается на одном дыхании !!! Вот по таким книгам нужно снимать фильмы !
Понимаешь, что великие дела- это великий труд. И далеко не каждому он по силам. Книга шедевр, что-то подобное написал, о русском царе Иване III, Язвицкий.
Это было потрясающе! Вот это я понимаю - исторический роман!
Я ожидала чего-то в духе Василия Яна, а получила даже больше, наверное, в плане погружения в эпоху, в быт, в культуру монголов конца XII-нач. XIIIвв. Ну и главное - в метаморфозы личности великого и ужасного Чингисхана, фигуры крайне сложной, неоднозначной, но абсолютно точно грандиозной на фоне мировой истории.
Какого-то глобального переворота в моих представлениях об этом человеке после романа не случилось, конечно. Что тут скажешь: в первую очередь он ассоциируется с кровожадностью, с тем, как хладнокровно и беспощадно сметал всех на своем пути, причем не только врагов, но и тех, кто был с ним рядом, кто помогал ему из гонимого стать гонителем. И вот этот переход - основная идея, наверное, у Калашникова. Вариации, так сказать, на тему превращения мальчика Тэмуджина, жаждущего справедливости, спокойной и достойной жизни для своего народа, для своего улуса, для своей семьи, в жестокого завоевателя, усеявшего свой путь костями.
Надо, безусловно, понимать, что эта книга - художественное произведение, а не монография, что это авторский взгляд на конкретный пласт истории, основанный, конечно, на общеизвестных каких-то базисных фактах, но очень густо приправленный вымыслом. Тем не менее, я искренне считаю, что вот если бы в школах разбирали и в довесок к урокам задавали читать такие романы, то в головах у детей было бы гораздо больше понятия о том или ином событии, человеке или эпохе. И как минимум это вызывало вы бОльший интерес к истории в принципе.
Разделена книга на две огромные части. Гонимые и Гонители. И первая мне больше понравилась. Во-первых, потому что это был как раз процесс вхождения и привыкания: к языку автора, к стилю, к героям, которых здесь очень много, к незнакомым словам, понятиям и обычаям монголов. Приходилось часто гуглить и листать в конец книги, чтобы посмотреть примечания. Это было поначалу сложно и неудобно, но потом пошло как по маслу. Особенно мне нравились диалоги. Ничего напрямик, все так иносказательно, поговорками да прибаутками, и все житейские мудрости так витиевато, но метко выдавались в процессе любого разговора. Это просто песня какая-то. Ну вот, например:
Удаль без ума - лук без тетевы.
В гневе и прямое становится кривым, и гладкое корявым.
Слишком острый клинок плох тем, что иногда режет собственные ножны.
Кто идет по лесу и задирает голову на вершины деревьев, тому кусты могут выколоть глаза.
Кто всю жизнь прожил у степного колодца, тот не поверит, что на земле есть полноводные реки.
Во-вторых, насколько мне нравился Тэмуджин - хороший сын, верный и надежный друг, положительный, в общем, почти по всем фронтам герой, настолько ужасал тот человек, в которого этот мальчик превратился в результате. Ну и наконец, в этой части меньше было скачков в хронологии, темп повестования более спокойный и ровный. А вот во второй - сюжет завихрился, заметался, и, как в душе Чингисхана не было покоя, так и настроение романа очень изменилось. И потекли кровавые реки, расширилась география, еще больше персонажей стало. Но в любом случае невероятно все это было мощно и эпично!
И напоследок, хочется отметить фильм С. Бодрова (стар) "Монгол" 2007 г. Мне очень хотелось закрепить "Жестокий век" какой-нибудь киношкой. К моему удивлению, фильмов про Чингисхана - раз-два и обчелся. И вот этот неплохой, но сжатый, конечно. Размаха в нем такого, как в книге, нет. Хотя это и не экранизация кокретно этого романа, но все же... А вообще было бы здорово, если бы кто-нибудь взялся снять сериал в духе тех же Викингов, например. Вот это была бы моща - в умелых руках, разумеется.
Лучше быть последним среди волков, чем первым среди шакалов.
Простые люди сами на себя надеяться должны. Они как трава. Ее и копытами топчут, и огнем жгут, а она живет и дает жизнь всему живому.
Жить прошлым, подобно лошади на столбе коновязи, сколько не скачи, все равно на одном месте.
За свою честь отказывается драться только тот, у кого ее нету…
Если на твою голову свалится кирпич со стены, вини не ветхую стену, а свою глупую голову…
Arvustused, 110 arvustust110