Maht 3 leheküljed
1852 aasta
Несколько слов о Гоголе
Raamatust
«Так свежа понесенная нами утрата, так болезненна общественная скорбь, так еще неясно представляется уму смутно слышимый душою весь огромный смысл жизни, страданий и смерти нашего великого писателя, что невозможным кажется нам, перед началом нашего литературного дела, не поделиться словами скорби со всеми теми, неизвестными нам, кого бог пошлет нам в читатели, – не выполнить этой искренней, необходимой потребности сердца…»
Žanrid ja sildid
Много еще пройдет времени, пока уразумеется вполне все глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха-художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи!
Небольшая статья Ивана Сергеевича Аксакова, публициста, поэта, общественного деятеля, одного из лидеров славянофильского движения, младшего сына писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, написанная с большим чувством уважения на смерть Н. В. Гоголя, показывает насколько высоко ценили писателя его современники. Насколько прав оказался автор статьи в вышеприведенной цитате. А ниже приводит слова Гоголя о Руси: "Русь! куда несешься ты, дай ответ!.. Не дает ответа!.." И не дала она ответа поэту, и не передал он его нам, хотя всю жизнь свою ждал, молил и домогался истины. Нельзя безволнения читать и окончание статьи:
В одном из напечатанных своих писем Гоголь говорит: "Три первых поэта, Пушкин, Грибоедов и Лермонтов, один за другим, в виду всех, были похищены насильственною смертью в течение одного десятилетия, в поре самого цветущего мужества, в полном развитии сил своих, и никого это не поразило. Даже не содрогнулось ветреное племя..." Теперь, не досказав своего слова, похищен смертью человек, которого значение для России важнее всех упомянутых трех поэтов, на которого так долго обращались взоры, полные надежд и ожидания, который был последнею современною светлою точкою на нашем грустном небе... Содрогнется ли, хоть теперь, ветреное племя?..
И "ветреное племя" содрогнулось и до сих пор содрогается, сожалея о безвременной смерти писателя.
Arvustused, 1 arvustus1