Maht 326 lehekülgi
Против зерна. Глубинная история древнейших государств
Raamatust
Почему люди отказались от охоты и собирательства ради оседлой жизни в сообществах, которые были основаны на зерновых культурах и животноводстве и управлялись предшественниками нынешних государств? Большинство из нас уверено, что одомашнивание растений и животных позволило людям окончательно перейти к оседлости и основать жившие сельским хозяйством деревни, города и государства, а последние, в свою очередь, создали цивилизацию, закон, общественный порядок и, видимо, обеспечили нам безопасную жизнь. Однако археологические и исторические свидетельства ставят этот традиционный нарратив под сомнение.
Джеймс Скотт считает, что первые аграрные государства – порождение совокупности одомашниваний: сначала огня, затем растений, животных, подданных государств, пленников и, наконец, женщин в патриархальной семье – все эти этапы одомашнивания можно рассматривать как способ обретения контроля над воспроизводством. Скотт ищет ответы на вопросы, почему мы так долго избегали оседлости и плужного земледелия, каковы преимущества мобильных хозяйственных укладов, почему скученность растений, животных и зерновых имела столь непредвиденные эпидемиологические последствия и почему все первые государства основаны на просе, других злаках и несвободном труде. Скотт также рассматривает «варваров», которые очень долго ускользали от государственного контроля, и «варварство»—как инструмент понимания напряженных отношений между государствами и не подчинявшимися им народами.
Žanrid ja sildid
Дискуссионная работа по самой ранней истории цивилизации. Большим плюсом является наличие массы научных ссылок. Несмотря на некоторую "экстравагантность" ряды выводов и гипотез по своему построению это качественная научно-популярная книга.
Автор подробно описывает те новые для человечества вызовы и проблемы с которыми оно столкнулось при переходах к: оседлости, растениеводству, государству. Очень качественный разбор условий существования самых ранних поселений в южной Месопотамии. В общем я бы рекомендовал к прочтению всем, интересующимся этой эпохой.
Не совсем согласен с концепцией автора. Если бы оседлость вредила человеку, то мы бы не жили сейчас в отапливаемых многоэтажных домах и не запускали бы спутники.
Книга любопытная, но её успех – на 70% заслуга пиара. Идеи, что оседлость и земледелие вредны для человека, высказывались и раньше, но Скотт сумел это подать более провокационно и резко, что импонирует широкой публике. Много гипербол и других манипуляций читателем. Например, Скотт позволяет себе безапелляционные высказывания типа «старые теории в корне ошибочны». Ощущение, что автор ставит себя выше всей предыдущей науки, из кожи вон лезет, чтобы показать, что буквально все ошибаются, а он один прав.
И еще эта книга не столько про историю, сколько про социологию. Автор подспудно намекает, что человеку лучше жить без государства, что все беды и несчастья – от того, что люди живут скученно, и одни подчинены другим. Ради такого очернения осёдлой цивилизации Скотт готов даже умалчивать и подтасовывать факты. Например, он уверяет, что охотники имели лучшее здоровье, чем земледельцы. И почему-то забывает, что далеко не везде можно прокормиться охотой и собирательством.
В общем, у меня осталось двоякое ощущение от книги. С одной стороны – там интересные идеи, новый взгляд на древнюю историю и цивилизацию. С другой – явное, откровенно стремление автора не найти истину, а просто заверить читателя, что цивилизация – плохо, дикость – хорошо. Ну, такое.
Arvustused, 3 arvustust3