Maht 410 lehekülgi
2005 aasta
Портрет кудесника в юности (сборник)
Raamatust
Для всех истинных любителей отечественной иронической фантастики Евгений Лукин – примерно то же, что Марк Твен или Михаил Зощенко – для любителей иронической прозы вообще. Потому что это – имя автора, таланту которого, безупречно яркому и оригинальному, подвластны практически ЛЮБЫЕ повороты (и навороты) в непростом сочетании фантастики и юмора – от искрометных притч до едких, почти циничных рассказов, от великолепной сказовой прозы, обыгрывающей издавна любимый российским народом канон «кухонной байки», – до безжалостного социального сарказма.
Перед вами – сборник Евгения Лукина. Сборник произведений равно блестящих и очень по-разному СМЕШНЫХ!
Žanrid ja sildid
Ирония у Евгения Лукина просто термоядерная! И владение словом на столь высоком уровне, что никаких сомнений не остаётся, кто на самом деле кудесник… Никакого однообразия читатель в сборнике не нашёл. Слишком увлёкся?
Порою бываю такие вещи, к которым ты проникаешь некой любовью, содержащей в себе трепетное отношение к этой вещи. Эта книга моя любимая, родная. Давать ей оценку общеизвестными терминами даже не хочется. Кому зайдёт, тот поймёт.
Сборник рассказов «Портрет кудесника в юности» знатокам творчества Лукина будет интересен хотя бы тем, что в нём рассказывается о событиях, предшествующих истории «Алой ауры протопартога» и далее – «Чуши собачьей». Едва условно-досрочно освободившийся будущий президент Баклужино Глеб Портнягин становится учеником чародея Ефрема Нехорошева. Первые опыты выхода в астрал и первые столкновения с чёрной магией. Неожиданные открытия истинного происхождения слов «карма» и «чакра», и уклонение от армии при помощи волшебства. «Портрет кудесника» вполне можно было бы назвать русским вариантом «Охотников за привидениями» и «Людей в черном». Только вместо небоскребов, дорогих костюмов, специального оборудования и инопланетного оружия – традиционный русский алкогольный напиток и провинциальный городок, в котором выходит газета «Ведун», а в магазинчике «Оккульттовары» можно приобрести всякие волшебные штуки. А под диваном обитает загадочное, но не лишённое обаяния, потустороннее животное – хыга.
В «Портрете кудесника» писатель предстаёт настоящим мастером короткой формы. Этот цикл из двадцати пяти рассказов по юмору, неожиданным финалам (когда ключ к пониманию истории – в последней фразе, переворачивающей всё с ног на голову), наконец, просто по качеству, вполне сопоставим с рассказами всемирно признанного мастера Роберта Шекли.
"Портрет кудесника в юности" - о том, как Глеб Портнягин (ах как порой тянется назвать Понтрягиным!) из выходца с мест не столь отдаленных стал колдуном. И не столько магии учился, сколько примечательности да ловкости (пратчеттовские ведьмы бы одобрительно хмыкнули, но удивились полу обучаемых). Каждая история полноценна и в отдельности смотрится не хуже, разве что отзовется что-то больше, а что-то меньше. Да и читать подряд немного тяжело, хочется брать паузу после 2-3: то ли смаковать, то ли обдумывать. А есть и "расширение" - "Штрихи к портрету кудесника", тоже сборник рассказов. Всё же становление колдуна Глеба Портнягина в больше степени не его история, а знакомство с Ефимом Нехорошевым и ирония над событиями 90-х и начала 2000-х. Время было такое, что или смейся, или плачь. В принципе, можно совмещать. И хотя часть тех реалий ушла, но многое все равно аукнется. Например, новый асфальт и плитка порой чудесным образом переползают с тротуаров городов на дороги к дачам и коттеджам. Впрочем, истории Лукина в первую очередь всегда о людях, а уж о времени - в деталях и фоне. Человечество же меняется медленно, от чего порой страшно печально, а в другой момент и просто страшно. Но Лукин умеет над этим и посмеяться, и взгрустнуть. Очень приятный, хотя и язвительный собеседник.
Вполне себе милый сборник небольших рассказов, но, пожалуй, слишком уж концентрированный. Я почему-то не могла читать более пары рассказов за подход, соответственно, грызла небольшую книгу достаточно долго.
У нас есть легендарный маг и есть его ученик с небольшим уголовным прошлым. Собственно, один из первых рассказов и раскрывает нам тайну, как же он поступил в ученичество. А дальше каждый рассказ представляет собой одно дело/заказ/незадачу, с которыми должен справиться ученик чародея. По ходу дела получаем много поучительных баек условно советского быта/фольклора, довольно много юмора, иногда удачного, и ценные зерна мудрости.
Все рассказы с прочтением сливаются в один, так что я даже не могу вычленить что-то запомнившееся. В целом, милая книга, доза один рассказ на ночь)
Самостоятельное чтение — занятие опасное... Без объяснений наставника постоянно рискуешь понять всё так, как написано.
А ты, Глеб, всё это давай на ус мотай! Главное, запомни: когда от тебя каверзы ждут, начни делать добро — свихнутся ведь с перепугу…
От дурной привычки докапываться до сути прочитанного мозг их сморщился, пошёл извилинами. А ведь был как яблочко наливное...
«Марихуа-ана», - язвительно передразнил он кого-то. - Ну почему попросту не сказать: иван-да-марья?..
Вопреки общему мнению, соврать не так-то просто. Для этого, прежде всего, надо знать правду, а многие ли её знают?
Arvustused, 19 arvustust19